В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный
. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль «обросла» боковыми линиями, иногда являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск – «Малый БАМ», а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом
. Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции. Основные портовые мощности сосредоточены в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области. Расположенные здесь крупные порты могут перерабатывать до 100 млн. тонн грузов в год. В 1997 г. объем принятых ими грузов составил 28 млн. тонн, что равно 74% от общего грузооборота портов Дальнего Востока. По данным за 1997 г., в структуре перерабатываемых грузов до 58% приходится на экспортные товары, 3,9% – импортные. Каботажные грузы составляют 19,5%. На каботажные перевозки ориентированы в основном порты Крайнего Севера и Сахалина. Доля каботажа в порту Магадан составляет 80%, Петропавловск-Камчатском – 85,9%, Холмск – 99%. В торговых портах Владивостока и Ванино, где в прошлые десятилетия каботажные грузы играли также большую роль, в настоящее время их удельный вес сильно сократился: во Владивостоке – до 9%, Ванино – до 38%.
Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.
Автомобильными
дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер – Алдан – Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Это интересно:
Рекреационное районообразование и районирование
(по Д.В. Николаенко)
Районообразование
– процесс объективный. Он длится на протяжении столетий в рамках определенного социокультурного стандарта освоения территории. Меняется техническая основа освоения, развивается транспорт, но сохраняется преемственность в освоении территорий. Освоение простр ...
Место России в мировой торговле энергоносителями, проблемы расширения
мировых рынков
Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, третье-четвертое места – по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, пятое и шестое соответственно – по добыче железной руды и каменного угля.
Одним из направлений сотрудничества, где Россия имеет значительные преимущества по ...
Лесохозяйственные ландшафты
Лесистость всей Земли в среднем составляет 27%, а в доагро-культурную эпоху она составляла 70%. Лесистость суши РФ составляет около 48% (по некоторым данным 51%). Леса всей территории бывшего СССР были подразделены на три группы государственного значения, а именно:
1)15% - это леса заказников и н ...