Взаимодействие туризма и окружающей среды

Мировая география » Рекреационная география » Взаимодействие туризма и окружающей среды

Страница 4

Инвайронмент обеспечивает удовлетворение потребностей и ожиданий туристов. Особенности окружающей среды, хотя и не полностью определяют модели поведения туристов, очевидно, влияют на выбор места и средств размещения, а также на продолжительность пребывания. Кроме того, привлекательность исторических, археологических мест и культурных памятников значительно возрастает, если дополняется природной уникальностью.

Г. Будовски предположил, что между производителями туристских услуг и защитниками окружающей среды возможны три типа взаимоотношений:

1. Относительная независимость

. Сторонники разных лагерей уважают противоположную позицию, сохраняя изо­ляцию и стремясь к минимальному числу контактов. Такая ситуация становится невозможной для современности, когда развивается массовый туризм;

2. Симбиоз(взаимная поддержка и взаимовыгодное сотрудничество). Разумное и контролируемое использование природных ресурсов, сохранение и поддержание природных зон, археологических зон и исторических памятников – способ улучшения качества инвайронмента. Сохранение в контексте развития туризма выражается в следующих формах:

ü туризм стимулирует восстановление существующих исторических мест, зданий и памятников;

ü туризм способствует трансформированию старых зданий и пространств в принципиально новые туристские возможности;

ü туризм активизирует сохранение природных ресурсов;

ü туризм повышает ответственность за управление и административный контроль, что, в свою очередь, улучшает качество инвайронмента и позволяет в большей степени удовлетворять потребности клиентов;

3. Конфликт

. Примеры разрушающей активности туристов: сбор гербариев, собирание цветов, листьев, частей растений, неосторожное обращение с огнем, новогодняя вырубка елей и сосен, замусоривание лесов, прокладывание пешеходных и велосипедных дорожек сквозь лесной массив, организация кемпингов.

При исследовании социальных и культурных воздействий туризма оказываются задействованы три категории:

ü турист (тот, кто приезжает) – исследования спроса на туристские услуги, мотивации, установок и ожиданий туристов;

ü хозяин, или местное население (тот, кто принимает) – исследования предложений рынка туристских услуг, использования трудовых ресурсов, местной туристской индустрии, особенностей местного населения;

ü туристы и хозяева в их взаимодействии – исследования сущности, особенностей и последствий контактов туристов и хозяев.

Исследование социальных и культурных воздействий туризма предполагает изучение способов влияния туризма на ценностную систему, индивидуальное поведение, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, моральный закон, творчество, традиционные обряды и общинный уклад.

Как показывает анализ А. Мэтиесона и Г. Уолла, результаты туристской деятельности сначала интерпретировались в терминах экономического подхода и исчислялись приносимыми туризмом финансовыми прибылями и изменениями занятости местного населения. В последние годы фокус внимания смещается на социокультурные эффекты, причем часто они описываются в негативном свете, например, с точки зрения провоцирования расовых, политических и религиозных конфликтов. Другие направления анализа связаны с локальными воздействиями туризма. Часто встречаются работы, связанные с отдельными типами воздействий.

Одна из первых моделей изучения социальных воздействий была предложена Г. Докси в так называемом индексе раздражения (таблица).

Другой подход предложен Е. Бьорклундом и А. Филбриком. В ответ на туристскую активность поведенческие реакции отдельных лиц или социальных групп могут быть позитивными или негативными, а также активными или пассивными. Большинство населения, по мысли авторов, попадает в пассивные группы.

Индекс раздражения

Уровень

эйфории

Развитие туризма вызывает энтузиазм и волнение у местных жителей. Они приглашают туристов и испытывают общее чувство удовлетворения. Хорошие возможности для местного развития и усиления денежных потоков.

Уровень

апатии

С ростом туристской индустрии люди стремятся к использованию туристов для личной выгоды. Личные контакты становятся более формальными.

Уровень

раздражения  

Начинается, когда индустрия достигает предельных показателей, необходимо создание дополнительных возможностей.

Уровень

антагонизма  

Раздражение растет. Люди смотрят на туристов как на носителей всего плохого, предвестников беды: налоги растут из-за туристов, они не уважают собственность, они портят молодежь, они разрушают все хорошее, что есть в городе. Туристы исключаются из системы вежливого обхождения.

Финальный уровень  

Жители примиряются с возможностью и необходимостью изменений, вызываемых туристской активностью. Они понимают, что экосистемы уже никогда не будут прежними и что нужно учиться жить в новых условиях. Если местные ресурсы достаточны, чтобы справиться с потоками массового туризма, край начинает процветать.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Основные факторы, условия формирования и развития туристского региона
Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных. Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма, можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность ...

Что такое минерал и горная порода
Минералом называется вещество, химически или физически индивидуализованное, неорганической природной реакции, находящийся в кристаллической форме. Минерал - это индивидуальное химическое вещество. Он не является механической смесью. Минерал индивидуален и по физическим свойствам – это конкретно фи ...

Бюджет и денежное обращение
Бóльшая часть государственных доходов складывается из таможенных пошлин, поступлений от казино, продажи земли, почтовых сборов и коммунальных услуг. Подоходного налога в стране нет. Расходные статьи государственного бюджета включают образование, социальное обеспечение и общественные работы. ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru