Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины – рекреационной географии.
В числе первых за разработку рекреационных проблем в географии взялся коллектив отделов физической географии (заведующий отделом – В.С. Преображенский) и экономической географии (заведующий отделом – А.А. Минц) Института географии Академии наук СССР. С середины 60-х годов ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает МГУ им. М.В. Ломоносова.
Первым крупным шагом на пути становления рекреационной географии явилось выдвинутое В.С. Преображенским представление о рекреационной системе как объективном и социальном по своей функциональной сущности образовании. Соответственно, предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (ТРС).
В рекреационной географии рассматривается деятельность человека, которая носит социологический характер. Но, наряду с этим, рекреационная география определяется как пограничная наука, «располагающаяся» на стыке географии, экономики и культурологии. В отечественной практике принято выделять три основных подхода к определению проблемного поля ее исследований:
· средовой подход (изучаются физико-географические направления),
· деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей),
· субъективный подход (изучается восприятие людей и его особенности).
***
Точка зрения
В последние годы все чаще встречаются подходы, в которых отрицается преобладающая роль ТРС как основного объекта исследования науки.
При определении объекта и предмета рекреационной географии Д.В. Николаенко к примеру полагает, что изначально следует исходить из следующих тезисов:
· географическое познание не универсально – оно тесно связано со своим социокультурным образованием. Следовательно, в рамках каждого социокультурного образования складывается свое, уникальное понимание того, что есть объект и предмет рекреационной географии;
· каждое социокультурное образование имеет собственную логику эволюции и рефлексии о своей эволюции. Следовательно, рекреационная география как область научного познания может иметь место далеко не во всех типах образований. Это не показатель развитости или недоразвитости того или иного социокультурного образования, но только показатель его потребности в такой области познания как рекреационная география.
Эти два тезиса очень важны для понимания относительности объекта и предмета рекреационной географии. Нужно избегать неоправданной универсальности определения объекта и предмета, когда они представляются едиными и неизменными для всех времен и народов. Рекреационная география – очень частный случай рефлексии, имеющей место лишь в рамках определенного социокультурного образования, и все особенности рекреационной географии определяются именно этим. Факт наличия или отсутствия самой рекреационной географии, а также конкретные формы ее реализации как области познания определяются теми внутренними и внешними задачами, которые решаются социокультурными образованиями в процессе их эволюции.
Это интересно:
Общая характеристика ботанических памятников
Ботанических памятников в области - 219. Это - эталонные участки лесов, уникальные деревья, лесопарки, болота, горные целинные степи. Сюда относятся также и редкие травянистые растения - краса лугов и лесов.
Основу эталонных участков лесов составляют хвойные (86 участков), преимущественно припосе ...
Туристские
маршруты
На территории Обь-Томского междуречья района туристскими клубами проводятся самодеятельные спортивные маршруты 1-2 категории сложности по пешеходному, лыжному и конному туризму. Для туристского освоения района ежегодно организуется Экспедиция молодёжи и школьников по освоению Обь-Томского междуреч ...
Численность постоянного населения в динамике
Далее приведены данные по численности населения Ленинградской области за период с 2000 по 2011 годы в тысячах человек.
Таблица 3. Население РФ
Год
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Население тыс. чел.
1680
1672
1667 ...