Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции

Мировая география » Рекреационная география » Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции

Страница 1

Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией

понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие – «свободное время»

.

Развитие рекреационной сферы теснейшим образом связано с проблемой свободного времени. Свободное время – динамичная категория, носящая черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивая по объему и содержанию. Оно является неотъемлемой частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности: творчески или просто «убивает» свое время.

Один из основных элементов активного использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха – недельные праздники, зимний и летний отдых и т. д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, согласно Р. Ланкуаре, следующим образом:

1. Время социальное и время личное: социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе – это время, посвящаемое отдыху.

3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.

4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.

Одно из важнейших свойств времени – его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок

(из 24 часов в сутки – 8 часов тратится на сон, 8 часов – рабочее время и 8 часов – внерабочее время).

Свободное время

(по Т.В. Николаенко) – часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятию «свободное время»

принадлежит ученым РМАТ (Российской международной академии туризма). По их мнению, под свободным временем

следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).

Точка зрения

В советской литературе основным понятием считалось именно "свободное время". Важно, что речь никогда не шла об усталости и/или потребности в восстановлении сил, то есть собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени. Очень строгим было отделение свободного времени от времени внерабочего. Во внерабочее время обычно включались такие занятия как поездки по населенному пункту, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, собственно свободное время, которое обычно используется для "физического и интеллектуального развития и отдыха". (Т.В. Николаенко, 1998).

Внерабочее время

состоит из времени для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); для домашнего труда и бытовых потребностей; для физического, интеллектуального развития и отдыха. Свободное время

состоит из двух частей: досуг или время для отдыха и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова, 2001).

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Зарубежная Европа
Зарубежная Европа занимает площадь 5,1 млн км2. Протяженность с севера на юг — 5 тыс. км, с запада на восток — более 3 тыс. км. ЭГП определяется тремя чертами: 1) соседским компактным положением этих стран по отношению друг к другу; 2) приморским положением большинства стран; 3) высокой степень ...

Природно-ресурсный потенциал Дальневосточного округа
Сложная геологическая история района определила наличие на его территории разнообразных и богатых минеральных ресурсов. Добыча нефти и газа ведется на севере и юге Сахалина (около 50 месторождений), запасы нефти имеются также на Камчатке и Чукотке. На Дальнем Востоке ежегодно потребляется около 1 ...

Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности
Рекреационная деятельность – деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса. Элементарные рекреационные занятия – внутренне целостная, однородная, не разделимая на техн ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru