Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Мировая география » Характеристика Камчатки как туристско-рекреационного района » Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Страница 2

Материальная культура кочевых коряков сохранила гораздо больше традиционных черт, так как даже при наличии у коряка-оленевода хорошего дома в поселке ему трудно расстаться с привычным укладом жизни — ярангой, приготовлением пищи на костре, тем более что большую часть года он проводит в тундре, выпасая оленей, и в поселке бывает только наездами.[1]

Что касается основных видов хозяйственной деятельности коряков-нымыланов, то здесь можно говорить в первую очередь о рыболовно-охотничьем типе хозяйства. У оседлых коряков рыболовство занимает ведущее место. Корякам было известно только речное, точнее, прибрежное рыболовство. У нымыланов существовало достаточное количество приспособлений и сооружений для рыбной ловли.[1]

Рыбу ловили сетями, сплетенными из крапивных ниток. Изготовление сетей было очень трудоемким делом. Заготовленные стебли крапивы высушивали, затем мочили и потом снова сушили, после чего расчесывали гребнями, освобождая от костры (одревесневшей части стеблей). Из полученных волокон руками сучили нити. Чтобы заготовить необходимое количество ниток, а затем связать сеть "в пятьдесят маховых сажень", требовалось около двух лет работы одной семьи. Сети из крапивных нитей были недолговечны, они выходили из строя уже на второй год пользования ими.[1]

Второе место после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков занимал морской зверобойный промысел. Кроме мяса и жира животных, которые шли в пищу и на корм собакам, широкое применение в быту находили шкуры. Ими обтягивали кожаные лодки и обшивали лыжи. Из них шили обувь, различные мешки и сумки для хозяйственных надобностей, изготовляли ремни. Кости использовали для различных поделок. Охотились на морских животных с помощью ружей, гарпунов, сетей и колотушек.[1]

В Пенжинской губе на китов охотились летом, выходя в море на больших байдарах. Заметив животное, один из охотников метал в него гарпун, длинный линь которого был привязан к носу байдары. Тогда вторая байдара цеплялась за корму первой, третья — за корму второй и т. д. Загарпуненный кит, стремясь избавиться от наконечника, таскал их за собой, как на буксире. Все байдары подплывали ближе, и охотники добивали кита тяжелыми массивными кольями с каменными наконечниками.[1]

Из других традиционных занятий коряков необходимо также отметить развитие домашних промыслов: резьбы по дереву и кости, плетения, обработки металла.[1]

Центром корякского кузнечества в XIX веке были два селения паренских коряков — Парень и Куэл. Жители этих селений знали горячую обработку железа. Другие металлы, такие как медь и латунь, обрабатывали только холодным способом. Материалом служили слитки железа и меди (иногда листовая медь и латунь), которые коряки получали от русских купцов.[1]

В настоящее время материальная культура оседлых коряков значительно трансформировалась под воздействием внешних факторов. Вместо землянок появились дома с электрическим освещением, хотя на севере Камчатки еще можно встретить традиционные жилища кочевых коряков — яранги. Многие коренные жители имеют в стационарных поселках рядом с домами такие постройки, как меховые палатки и меховые яранги.[1]

Еще одно коренное население Камчатского полуострова — ительмены. Ительмены не были относительно однородны. Известный исследователь Камчатки Слободчиков разделил всех камчадалов полуострова на три группы: во-первых, это собственно ительмены, живущие от села Ича до села Седанка; во-вторых, это группа ительменов, утративших свой родной язык; в-третьих, это потомки русских переселенцев, перенявших обычаи ительменов.[1]

Само название, по-видимому, от слова итенмьн ("местный житель"). Официальная Всесоюзная перепись 1926 года зафиксировала 4207 человек. Перепись 1959 года учла 1096 ительменов, основные места расселения которых составляли поселки Ковран, Тигиль, Хайрюзово, причем подавляющее большинство этого населения уже в то время были в большей степени метисами.[1]

У ительменов из-за их малой численности нет сейчас своей автономии, живут они преимущественно в Корякском автономном округе, по западному побережью полуострова, а также в других районах Камчатки.

В древности селения ительменов располагались в основном по берегам рек, так как главное хозяйственное занятие их — рыболовство — влияло на выбор места поселения. Второе по значению место в производительной деятельности ительменов принадлежало заготовке различных дикоросов (трав и корней).[1]

Жилища ительменов подразделялись на зимние и летние, постоянные и временные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Современная минералогия
Современная минералогия занимается более широким кругом вопросов. Например, поведение минералов и горных пород при высоком давлении и высоких температурах, а так же при других различных внешних факторах, влияющих на них. Разнообразие минералов поражает, иногда, кажется, что их огромное множество, ...

Промышленность Кыргызстана
промышленность горный кыргызстан климат Основной объем промышленной продукции (до 91%), производится пятью экономикообразующими отраслями, четыре из которых из сферы обрабатывающей промышленности: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий с удельным весом - 56,8%; ...

Платиноиды
По разведанным запасам металлов платиновой группы (МПГ), равным 8 965 т категорий А + В + С1, Россия занимает в мире второе место после ЮАР — страны, обладающей уникальными запасами платиноидов — 63 тыс. т. Почти все наши запасы МПГ (98 %) сосредоточены в Норильском районе Красноярского края. Оста ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru