Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Мировая география » Характеристика Камчатки как туристско-рекреационного района » Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Страница 1

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

Коряки — одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов. Термин "палеоазиаты" (или древнеазиатские народы) был предложен Л.И. Шренком в середине XVIII века для обозначения ряда малочисленных народов Северной и Северо-Восточной Сибири, для которых свойственны архаические черты культуры, характерные для неолитической стадии развития.[1]

Основанием для выделения этих народов в особую языковую группу послужило то, что их языки не связаны с большими языковыми семьями Северной Азии. В эту группу входили чукчи, коряки, ительмены, юкагиры, чуванцы, нивхи, кеты, эскимосы, алеуты и айны. По мнению Л.И. Шренка, палеоазиатские народы являются потомками древнейшего населения Северной Азии.[1]

Наиболее ранние известия о коряках относятся к 1669 году. Их сообщил приказчик Охотского острога М. Сосновский, основываясь на рассказах пеших тунгусов. Первые этнографические сведения о коряках Камчатки были получены в 1700 году от якутского пятидесятника Владимира Атласова, который в 1697 году из Анадырского острога отправился "для прииску новых землиц". Что касается происхождения слова "коряк", то Г.В. Стеллер и С.П. Крашенинников считали, что название происходит от слова "хора" — олень. Казаки чаще всего могли слышать это слово при встрече с местными жителями и называли их "оленные мужики".[1]

Прежде чем говорить об основных видах хозяйственной деятельности этой народности, отметим, что коряки как единая этническая общность подразделяются на две относительно большие группы в зависимости от основных видов хозяйственной деятельности: на нымыланов (оседлых) и чавчувенов (кочевых).[1]

У коряков-чавчувенов оленеводство было не только основным, но и почти единственным занятием. Олень давал чавчувену все необходимое для жизни. Мясо шло в пищу, шкуры — на изготовление одежды, кости использовались для изготовления орудий труда и различных бытовых предметов. Олений жир служил источником освещения.[1]

Средством передвижения коряка-оленевода были олени.[1]

"Ездят на оленях токмо в зимнее время. Впрягают в сани по два оленя. Лямки, которые они тянут, подобны собачьим алакам: надеваются обоим оленям на правую сторону. Узды оленьи подобны обратям конским. У узды правого оленя бывает на лбу по три и по четыре косточки наподобие коренных зубов с четырьмя шипами, а накладываются на узду, чтоб оленя на бегу остановить скорее .[1]

Коряка сидит на санях близ головашек, а правит их уздою . Погоняет их тонкою палкою длиною аршина полтора или доле, у которого на одном конце костяная головочка, а на другом — крючок. Головочкой оленей бьют, а крючком отдевают потяги, когда оленю заступить случается".[1]

Это описание, данное С.П. Крашенинниковым, устройства оленьей упряжки и езды на оленях во всех деталях совпадает с устройством упряжки, описанным В. Иохельсоном в начале XX века. За прошедшие двести лет никаких заметных изменений в средствах передвижения оленеводов не произошло.[1]

Сухопутная охота и пушной промысел были в равной степени развиты и у оседлых, и у кочевых коряков. Но ни у тех, ни у других не занимали ведущего положения в хозяйстве. Их возникновение и развитие связано с формированием торговых отношений на Крайнем Северо-Востоке Сибири. До прихода землепроходцев коряки почти не охотились на пушных зверей. В незначительном количестве шкуры применялись лишь для украшения одежды. Для сухопутной охоты и в качестве орудий войны с другими народами коряки применяли луки со стрелами, копья, пращи.[1]

Жилище кочевых коряков значительно отличалось от жилища оседлых. У кочевых — это круглая в плане яранга, имеющая остов из жердей, покрытых сверху оленьими шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы которых прикреплялись к вбитым в землю кольям. Входили в жилище этого типа, откидывая часть покрышки. Яранга являлась зимним и летним жилищем коряков-чавчувенов. С конца XIX века повсеместное распространение среди коряков получили палатки, сшитые из плотной ткани.[1]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Реки
Реки питаются главным образом за счет таяния снежного покрова в начале лета и летних дождей. Некоторую роль в питании рек играют грунтовые воды и таяние «вечного» снега и ледников в высоких горах, а также наледей. Зимой на многих реках образуются наледи, а малые реки промерзают до дна. Ледоход на ...

Инвестиционная деятельность
К основным экономико-географическим и политическим условиям инвестирования в Тюменскую область можно отнести: - богатство природных ресурсов; - преобладание отраслей топливно-энергетического ком-плекса; - повышение доли перерабатывающей промышленности, в том числе переработки углеводородного сы ...

Биота Силинской лесопарковой зоны
Понятие «Биота» Биота (от др.греч. «биотис» — жизнь) — исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. В состав биоты входят как представители клеточных организмов (растения, животные, ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru