Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки яркой нитью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.
Исследователи отмечают, что у коряков и чукчей отсутствует четкое представление о естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешениях, о покойниках, действующих как живые.
"Паренцы, — пишет К. Бауэрман, — верят, что смерть — временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пынел-су)".
По материалам В. Иохельсона, коряки связывали смерть с состоянием главной души. Она или сама покидала тело, напуганная злыми духами, или же последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою очередь, поселиться в человека. И если шаман был не в силах вернуть душу, то главная душа покидала землю. В дальнейшем главная душа поднималась к Верховному существу, а покойник отправлялся к умершим предкам.
Таковы основные представления о душе и мире, характерные для народов Камчатки в недавнем прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с постепенной утратой традиций предков уходят и верования.
Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения теперь известны очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие праздники знают многие. Жив еще кое-кто из шаманов.
В поле зрения исследователей теперь попадают в основном предметы и обстановка, предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты. Все это в целом, наряду с привлечением отдельных материалов из фольклора, этнографии и археологии, дает возможность воссоздать и описать традиционную жизнь аборигенов Камчатского полуострова.[1]
Это интересно:
Основные показатели
развития экономики Астраханской области
Экономика области, начиная с 1997 года, находится в стадии устойчивого роста. За шесть лет произошел существенный рост основных индикаторов состояния экономики.
Изменение основных индикаторов состояния экономики области в 2002 году к уровню 1996 года
В 2002 году прирост валового регионального ...
Народы Ямайки
Свыше 77% населения страны составляют негры, потомки рабов, вывезенных из Африки. Термин «негр», однако, практически выходит из употребления. Говорят «африканец», а еще чаще - «черный». Существует и термин «креол», также обозначающий негра - местного уроженца.
Около 18% составляют мулаты. Однако, ...
Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции
Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией
понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще од ...