Основные факторы, условия формирования и развития туристского региона

Мировая география » Рекреационная география » Основные факторы, условия формирования и развития туристского региона

Страница 2

§ Возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т. д.).

§ Возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т. е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т. д.).

§ Возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов.

§ Возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т. д.).

§ Возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродуктов на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).

Перечисленные выше факторы подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

Интенсивные факторы – повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры: техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации регионального туризма, рациональное использование имеющихся в регионе материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам, отрицательно влияющим на развитие регионального туризма, относятся: кризисы, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, невыполнение турфирмами своих обязательств и т. д.

Примером влияния негативных факторов на развитие регионального туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма, сложившаяся в результате энергетического кризиса, разразившегося в конце 70-х гг. В результате экономического спада возникли: нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма, как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.

Негативные факторы оказывают сильнейшее влияние на развитие регионального туризма и в настоящее время. Причем существенной особенностью является то, что кризисные явления возникли главным образом во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие материально-технической базы внутреннего туризма. Необходимы срочные меры по преодолению факторов, оказывающих негативное влияние на развитие туризма в данный момент.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристской деятельности может иметь большие колебания.

Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например введение сезонной дифференциации цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные – для межсезонья и пониженные – для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой и т. д.).

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов. Кроме того, развитие туризма зависит от доступности туристских центров с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных и перспективных видов транспорта в международном и внутреннем туризме, а также от времени и средств, необходимых туристам для совершения путешествия по данному региону.

По мнению И.В. Зорина и В.А. Квартальнова под рекреационными ресурсами следует понимать природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Тепловые электростанции
Тепловые электростанции ориентированы на потребителя и одновременно находятся у источников топливных ресурсов. Потребительскую ориентацию имеют электростанции, использующие высококалорийное топливо, которое экономически выгодно транспортировать. Электростанции, работающие на мазуте, располагаются ...

Горизонтальные границы природно-территориальных комплексов
Пространство природно-территориального комплекса оконтуривается его горизонтальными (точнее - территориальными) и вертикальными границами. Вопросы выделения природно-территориальных комплексов, их нанесения на карту, т.е. картографирование, специально рассматриваются в курсах ландшафтоведения, ме ...

Агропромышленный комплекс Краснодарского края
Агропромышленный комплекс - основная отрасль народного хозяйства края. Здесь занята половина трудоспособного населения края. АПК края включает 767 сельхозпредприятий, из них: 60 колхозов, 4 совхоза, 703 - новых формирований (АО, АОЗТ, ТО, АФ и др.), 137 предприятий по обслуживанию сельского хозяйс ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru