Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании. Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала. |
В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:
· восстановление
физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);
· развитие
физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;
· формирование
новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.
Пространственно-временную динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности определяют общественные
, групповые
и индивидуальные
рекреационные потребности. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на территориальных формах организации рекреационной деятельности.
Рекреационные потребности проявляются
на трех уровнях организации людей: общество – группа – индивид.
· Общественные
рекреационные потребности являются ведущими. Их можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
· Групповые
рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных и возрастных групп населения.
· Индивидуальные
рекреационные потребности включают в себя множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности в смене привычной обстановки, в восстановлении здоровья, в снятии утомления, в познании окружающего мира, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей, в духовном обогащении, бегстве от повседневности и т. д.
Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями. При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.
Систематическое изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должно проводиться в экономическом, медико-биологическом, демографическом, социологическом, социально-психологическом и природоведческом аспектах. Такая широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Социально-экономические факторы
: уровень развития производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.
Это интересно:
Климатические условия Свердловской области
Климат области формируется под влиянием переноса воздушных масс с запада, со стороны Атлантического океана, и отчасти под влиянием сухого воздуха, приносимого из степей Казахстана и холодного воздуха из Арктики.
Уральские горы служат барьером для продвижения воздушных масс с запада на восток, но ...
Уровень жизни
В 2009 году среднедушевые денежные доходы в СЗФО составили 16 766 рублей, что ниже среднероссийского показателя и соответствует 4-му месту среди федеральных округов. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составила 13,8% от общей численности населения о ...
Международный туризм –
глобальное социально-экономическое явление современности
За послевоенные десятилетия международный туризм быстрыми темпами развивается на всей планете. Помимо Европы, являющейся традиционным туристским регионом, активно посещаются страны Америки, Азии, Африки, Океании. Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в единое пространс ...