Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании. Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала. |
В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:
· восстановление
физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);
· развитие
физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;
· формирование
новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.
Пространственно-временную динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности определяют общественные
, групповые
и индивидуальные
рекреационные потребности. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на территориальных формах организации рекреационной деятельности.
Рекреационные потребности проявляются
на трех уровнях организации людей: общество – группа – индивид.
· Общественные
рекреационные потребности являются ведущими. Их можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
· Групповые
рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных и возрастных групп населения.
· Индивидуальные
рекреационные потребности включают в себя множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности в смене привычной обстановки, в восстановлении здоровья, в снятии утомления, в познании окружающего мира, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей, в духовном обогащении, бегстве от повседневности и т. д.
Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями. При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.
Систематическое изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должно проводиться в экономическом, медико-биологическом, демографическом, социологическом, социально-психологическом и природоведческом аспектах. Такая широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Социально-экономические факторы
: уровень развития производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.
Это интересно:
Амуро-Охотский субрегион
Амуро-Охотский субрегион включает Амурскую область, Хабаровский край и Еврейскую автономную область. Климат отличается резкими сезонными контрастами, континентальный таежный на материковом севере, муссонно-континентальный на юге, муссонно-океанический на побережьях Охотского и Японского морей[10 , ...
Сальдо
Таблица 40. Сальдо бюджета Владимирской области, млн. руб.
Год
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Доходы (млн. руб.)
28147
37107
48567
63401
62357
71343
82312
Расходы (млн. руб.)
29285
34603
44557
62291
66891
69147
80124 ...
Георесурсы
Хотя бы схематично рассмотрим горные страны, крупные возвышенности и равнины. Ясно, что их рекреационно-психологическое воздействие и, следовательно, коммерческая востребованность зависят от:
1) контраста, который они составляют с геологическим ландшафтом зоны постоянного проживания рекреанта,
2 ...