Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства

Мировая география » Рекреационная география » Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства

Страница 5

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на всё меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т. е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж, прежде всего, должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменённый природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения “белых пятен” и доступностью прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Точка зрения

Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Криппендорфа: “Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом”.

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором. Захламленность пейзажей – одна из очевидных репеллентных характеристик местности.

Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние человека, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения.

Большое значение имеет такая характеристика, как многоплановость пейзажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой “выявленности” пространства, насыщенности изобразительными предметами. В фотографии, как и в живописи, существует градация: крупный план – средний план – далекий (мелкий) план.

Панорама, в противовес портрету, – это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зрителем произвольно. Чем выше степень “панорамности” пейзажа, тем потенциально больше “изобразительных картин (планов)” оказывается в поле зрения человека. Многоплановость является сущностным признаком, наряду с цветофактурными качествами, живописности пейзажей. Не напрасно считается, что горные территории по живописности намного превосходят равнинные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвышенные места – вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные служить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т. п. оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя и, зачастую, навсегда остаются в памяти человека.

Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно обозревать различные, контрастные ландшафты – горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины.

Аттрактивные свойства ландшафтов – ключевая характеристика, определяющая рекреационный потенциал места. Она охватывает такие важные значения: отдыхая здесь, я могу “проделывать” – купаться, кататься с гор, удить рыбу (функциональные), изучать особенности местности (топологические), любоваться природой (эстетические).

Наряду с аттрактивными, местность может обладать репеллентными свойствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить рекреационный потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести высокую насыщенность опасными и вредными для человека животными и растениями (насекомыми-переносчиками, к примеру, энцефалитными клещами, ядовитыми пресмыкающимися или растениями, животными-людоедами), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Рельеф пустынь
Особенности рельефа пустынь, согласно Н.П. Неклюковой [9], определяются его формированием в условиях климата, характеризующегося очень малым (не более 200 – 250 мм) количеством осадков при огромной испаряемости и большими суточными амплитудами колебаний температуры воздуха (30 - 35°). Поверхностны ...

Оценка природных условий для рекреации
Камчатка и ее шельф обладают значительным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом (ПРП), который составляет заметную и, во многом, уникальную часть национального богатства России. а) Биологические ресурсы. Природные ресурсы Западной Камчатки разнообразны, но наиболее важны и ценны биологи ...

Отрасли рыночной специализации хозяйства
Роль ЦФО наиболее велика в производстве электроэнергии (22,1% общероссийских объемов), проката черных металлов (19,2%), выплавке стали (17%), производстве цельномолочной продукции (35%), хлебобулочных изделий (29,1%), водки и ликероводочных изделий (37,9%) различных видов тканей (30%), отдельных в ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru