Картографический метод исследования в рекреационной географии

Мировая география » Рекреационная география » Картографический метод исследования в рекреационной географии

Страница 1

(по Д.В. Николаенко)

В современных условиях все большее число студентов изучает рекреационную географию вне географических факультетов. В итоге некоторые стандартные разделы географического образования (в частности картография), на которые опирается рекреационная география, напрочь отсутствуют.

Описание классических карт и особенностей их применения в рекреационной географии составлено на основании многочисленных учебных пособий и монографий А.М. Берлянта. Для более глубокого знакомства с данным разделом студенты могут воспользоваться также другими работами, например, монографиями К.А. Салищева, которые являются своего рода классикой отечественной картографии. В целом, студентам следует знать, что основной массив теоретических и методических положений картографии достаточно стабилен, поэтому для изучения предмета на студенческом уровне вполне подойдут капитальные монографии и учебники, изданные в СССР в 1970-80-е годы.

В курсе рекреационной географии имеет смысл выделить два уровня картографических знаний. Первый

– это умение читать карты и знание возможностей картографии в отображении различных явлений, представляющих интерес для рекреационной географии. Второй

– это непосредственное умение составлять карты для целей рекреационной географии. Этот уровень в реальности достижим только при систематической подготовке.

Карта является давним методом географических исследований. Часто составление карты – это еще и итог географического исследования. В различные периоды и в различных культурах накоплен гигантский опыт картографических исследований. Карта – одно из важнейших средств познания и описания мира. Они широко используются в таких науках как география, геология, экономика, история и многих других. Карты служат как для научного и практического отображения явлений и объектов глобального и регионального масштабов, так и для чисто иллюстративных, а также учебных целей. В зависимости от задач, карта может быть как итогом многолетнего исследования и содержать в себе кодировку определенной информации, в том числе и закономерностей, так и служить вспомогательным средством в исследовании или учебном изучении материала – все определяется особенностями и задачами дисциплины.

Под картой

понимается математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. При этом под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображенные на картах.

На карте может отображаться любая поверхность. Как правило, говоря о картах, имеют в виду изображение сухопутной поверхности Земли: на уровне массового сознания это почти синонимы. Однако существуют карты иных планет и поверхностей, например карты океанического дна планеты Земля.

Под элементами карты

понимается само картографическое изображение, математическая основа карты, ее легенда, вспомогательное оснащение и дополнительные данные. Основным элементом карты является картографическое изображение

, передающее содержание карты, то есть совокупность сведений об объектах, нанесенных на карту, их размещении, свойствах, взаимосвязях и динамике. В зависимости от тематики карты, основное изображение может быть совершенно различным.

Карта всегда сопровождается легендой

. Под этим термином понимается система используемых на карте условных знаков и пояснений, раскрывающих ее содержание. Составление легенды – непростая задача. Это высокий уровень генерализации отражаемого материала. При составлении легенды нужно учитывать особенности восприятия карт и многое другое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru