Минск – ресурс социально-экономического развития Беларуси

Мировая география » Минск - ресурс социально-экономического развития Беларуси » Минск – ресурс социально-экономического развития Беларуси

Страница 1

Минск, которому недавно исполнилось 940 лет, во все времена являлся крупной административной единицей – столицей удельного княжества, воеводским центром в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой,

центром губернии

в Российской империи, столицей советской социалистической республики, а с 1991 года – столицей суверенной Республики Беларусь. В Минске проживает около 20 процентов населения страны. Он относится к числу тех европейских столиц, которые во второй половине 20 века имели наиболее высокие темпы роста населения. В период с 1959 по 2003 год численность его жителей увеличилась почти в 6 раз. Основными вехами демографического подъёма Минска были 1950 год, когда численность населения превысила довоенную, и 1972 год, когда на свет появился миллионный минчанин. Начало третьего тысячелетия Минск встретил в числе 273 крупнейших городов мира с населением более 1 миллиона человек, занимая среди них по численности горожан 116 место.

Город расположен в самом центре Европы. Через него веками шли известные торговые пути: северо-восточный, через Логойск, Борисов, Оршу и Смоленск – на Москву; юго-восточный, через Слуцк и Волынь приводил в страны Черноморского бассейна; западный, через Брест соединял город со странами Центральной и Западной Европы; северо-западный выводил к балтийским портам. Городские власти стараются, чтобы эти исторические пути действовали и в наши дни, причем не только технически, но и как пути человеческих коммуникаций.

Для Минска характерно не только выгодное географическое, но и геополитическое положение. Это своеобразный «культурный перекресток», и, что особенно важно, здесь существует устойчивая социокультурная и межконфессиональная ситуация. Мирное и взаимоуважительное сосуществование представителей разных национальностей и конфессий являются следствием свойственных минчанам и белорусам в целом толерантности, дружественного и заинтересованного отношения к различным культурам, верованиям и обычаям. Тем самым создается благоприятный социально-психологический климат для гостеприимного, дружественного и заботливого отношения к людям любой нации, любой религии, любой культуры, любого языка. Все это усиливает возможности обмена новейшими научными идеями, технологиями и образовательными успехами.

Городские власти ставят своей главной целью повышение качества жизни минчан. При этом они не скрывают своих амбиций сделать Минск одним из красивейших европейских городов, удобным для жителей и привлекательным для его гостей. Поэтому уже сегодня обращается особое внимание на то, чтобы развитие города носило устойчивый и динамичный характер, гармонично решались вопросы развития самого города и экономики, модернизации коммунального хозяйства, формирования здоровой экологической среды, создания эффективной организационной структуры управления.

Поскольку город – сложное социальное явление, при разработке долгосрочных стратегий городской жизни, всегда важно учесть как личные цели горожан, так и цели хозяйствующих субъектов. Кардинальный поворот к человеку, его нуждам и потребностям – главная цель в стратегии Минска. Её суть – в обеспечении высокого качества жизни нынешних и будущих поколений минчан. Это заложено в Стратегический план устойчивого развития Минска на период до 2020 года как основное направление его развития: «Минск – город здоровья и высоких социальных стандартов». Не менее значимы и другие основные стратегии: «Город знаний и наукоёмких технологий», «Город – центр международных коммуникаций», «Город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций», «Город, развивающий демократию с широким участием граждан».

Эти стратегии ориентируют перспективное развитие белорусской столицы в соответствии с мировыми тенденциями развития столичных городов и с учетом специфических особенностей Минска. Чрезвычайно важно, что новые стратегии в своей концептуальной основе ориентируют власть своевременно улавливать качественные изменения городского развития.

Существенное место в социальной политике отводится социальной защите, направленной на повышение жизненного уровня главным образом пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей. Основную роль здесь играет последовательное, адекватное росту средней заработной платы рабочих и служащих повышение пенсий. Уровень средней пенсии по возрасту по отношению к средней заработной плате ежегодно возрастает.

В системе социальной защиты отдельных категорий семей и одиноких граждан часто используется такая форма, как предоставление социальных льгот. Социальные льготы оптимально вписываются в механизм государственного регулирования. С декабря прошедшего года упорядочены льготы, предоставляемые различным категориям граждан. В настоящее время льготы стали адреснее. При назначении адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного пособий критерий нуждаемости увеличен. Это позволяет предоставить право на господдержку всем гражданам, которые в ней действительно нуждаются и были лишены такой помощи. Так, при назначении помощи в виде ежемесячного социального пособия планка нуждаемости поднята с 60 до 100 процентов бюджета прожиточного минимума (что эквивалентно 2 109,8 российских рублей). Это позволяет значительно увеличить как численность получателей пособия, так и его «наполнение». Единовременная социальная помощь назначается гражданину, семье, которые имеют доход на члена семьи ниже 120 процентов бюджета прожиточного минимума и находятся в трудной жизненной ситуации, с которой сложно справиться самостоятельно, без помощи извне.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru