Применение картографического метода в научных исследованиях

Мировая география » Картографический метод исследования » Применение картографического метода в научных исследованиях

Страница 7

Пространственно-временной прогноз предполагает предвидение развития явлений, т. е. изменений с течением времени их пространства и состояния. Таково, например, прогнозирование погоды по синоптическим картам, основанное на пространственной фиксации атмосферных процессов в некоторые моменты времени и на знании закономерностей развития этих процессов. Генеральная цель географических наук - предвидение развития и будущего состояния территориальных природных и социально-экономических систем - требует разработки соответствующих карт. Вошли в жизнь прогнозные карты развития территориально-производственных комплексов.

Как следует из сказанного, для реализации картографического прогноза есть два основных пути: во-первых, использование в процессе исследования уже существующих карт - взаимосвязанных явлений, на разные даты (или эпохи) и т. п.; во-вторых, заблаговременное изготовление прогнозных карт, составляемых по результатам специальных исследований и (или) посредством обработки (преобразования) других тематических карт.

Достоинство прогнозных карт и вообще картографических прогнозов во многом зависит от корректности используемых концепций и рабочих гипотез. Большое влияние оказывают также достоверность и полнота картографических (или иных) исходных данных. Наконец, надежность прогнозных карт зависит от природы (свойств) прогнозируемых явлений (стабильности, цикличности и т. п.), устойчивости выявленных тенденций развития, тесноты связей и, конечно, от величины сроков при временных прогнозах и дальности экстраполяции при прогнозах пространственных. Естественно, что прогнозные карты различны по своей достоверности. С этой точки зрения различаются предварительные, вероятные и весьма вероятные прогнозные карты.

Предельный случай весьма вероятного прогноза образуют проектные карты (например, гидротехнических сооружений), устанавливающие на основе точных расчетов размещение, формы и размеры проектируемых объектов, а также их воздействие на окружающую среду (например, контуры зон затопления).

Картографические прогнозы основываются на анализе пространственных и временных закономерностей, многие из которых могут найти конкретное количественное выражение в виде строгих или аппроксимирующих функций. Математическое обоснование разработки и применения прогнозных карт, а также точности получаемых прогнозов стало вполне реальным при использовании для расчетов электронно-вычислительной техники. Вместе с тем карта позволяет формализовать исследовательскую задачу, содержание и процедуру исследования (что, в частности, важно для математизации географических наук). Пространственные прогнозы немыслимы без прогнозных карт, необходимых не столько для локализации прогнозируемых явлений и процессов, сколько в качестве одного из важнейших средств прогноза - пространственных моделей для анализа географических систем различной сложности и предвидения их изменений в пространстве и времени. Разумеется, для полного успеха прогнозных карт и картографического метода исследования вообще целесообразно их применение совместно е другими методами, в частности математическими, для которых карты служат исходной основой. Тесное взаимодействие различных методов повышает достоверность картографического метода прогнозирования, приводит к взаимному обогащению методов и к возникновению совместных, граничных приемов исследования.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно:

Экономическая характеристика основных отраслей Свердловской области
Экономика Свердловской области демонстрирует высокие темпы развития. Валовой региональный продукт (ВРП) Свердловской области в 2007 г. составил порядка 800 млрд. рублей. Объемы промышленного производства в 2005 г. в сравнении с 2000 г. увеличились в 1,5 раза, продукции сельского хозяйства — на ...

Транспорт
Протяженность автомобильных дорог на островах – ок. 2700 км, более половины из них имеют твердое покрытие. Развиты каботажное судоходство и авиасообщение. На Багамских о-вах действуют три основных морских порта: Нассау, Фрипорт и Матью-Таун. Главный порт Нассау может принимать крупные океанские су ...

Рекреационное и туристское природопользование. функциональная модель и основные типы туристского природопользования
Туристское природопользование можно определить как область теории и практики, связанная с поиском оптимальных режимов использования природных ресурсов в туристских целях. При этом функциональная модель туристского природопользования концентрируется вокруг природного комплекса (Приложение, рис. 2. ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru