Состав района:
Ростовская область; Краснодарский край; Ставропольский край;
Республики: Адыгея; Дагестан; Кабардино-Балкария; Карачаево-Черкессия; Северная Осетия; Ингушетия; Чечня;
Население: 18 млн. чел.
Общие особенности региона:
между Каспийским, Черным и Азовским морями; наличие морского транспорта и курортных зон; наличие крупного АПК; нефтехимическая промышленность; национальная и политическая нестабильность.
Природные ресурсы:
высоко плодородные почвы (50% чернозема); газ (Дагестан); нефть глубокого залегания (Чечня); вольфрам (Карачаево-Черкессия); цинк (Северная Осетия); медь (Дагестан); мало леса (1/200 часть запасов РФ).
Население и трудовые ресурсы:
самый многонациональный район; по численности на 3 месте в России; 64% сельского населения; большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).
Основные отрасли промышленности:
АПК (1/6 часть объемов РФ): Поставка зерна (Краснодар); 1/3 всех плодоовощных культур РФ; почти все виноградники; единственный поставщик субтропических продуктов.
Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);
Курортные комплексы (Кавминводы);
Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);
Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк – Владикавказ).
Транспорт: ж/д; автомобильный транспорт; трубопроводы (Грозный-Туапсе).
Основные проблемы: политическая, этническая нестабильность; высокая миграция населения, безработица; Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком (двухколейная); спад с/х производства; сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может реализовать свои комбайны); большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).
Уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии, развитие автомобилестроения, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности – одна из самых главных перспектив. Большие изменения грядут в морском транспорте, необходимо строительство новых портов. Необходимо решить–проблемы безработицы, повышения уровня доходов населения, развитие рыночных рычагов и стимулов, выполнение федеральным центром бюджетных обязательств. Это приведет к улучшению социально-политической обстановки. Необходимо прекратить межнациональный конфликт, что является основой подрыва экономического развития.
Особенности развития:
Выход к морям (Черному, Азовскому, Каспийскому) обеспечивает стабильное развитие района, поддерживание международных и межрайонных связей. Основная роль в межрайонных связях принадлежит ж/д. транспорту. Потенциал района составляют межотраслевые комплексы, среди которых выделяют агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный, курортно-рекреационный. Этот район является центром туризма в России, что способствует улучшению развития данной территории. Благоприятные климатические условия способствуют также развитию с/х. Пищевая промышленность широко представлена виноделием, сахарной, плодоовощной, мукомольной крупяной специализацией отрасли. Также широко развито животноводство.
Это интересно:
Географическое положение
Вдоль побережий Северного Ледовитого океана широкой полосой протянулась тундра - местность без леса с болотами, речками и ручейками.
Здесь настолько суровый климат, что высокие деревья расти не могут. Долгая морозная зима, продолжающаяся 9 месяцев в году, сменяется коротким и прохладным летом. Из ...
Минск – один из древних городов Европы
Город Минск (летописный Менеск, Менск, Минск) возник на правом берегу реки Свислочь, при впадении в нее реки Немиги, на небольшом холме. Происхождение названия летописного «Менска» связывают с рекой Менкой, впадающей в Птичь недалеко от города. Народное же предание связывает его то с неким Минчем, ...
Территориальная организация хозяйства
На территории ЦЭР выделяются интегральные подрайоны, каждый из которых имеет достаточно выраженную специализацию.
1) Москва и Московская область;
2) Восточный подрайон (Владимирская и Ивановская области);
3) Северо-Восточный подрайон (Ярославская и Костромская области);
4) Северо-Западный подр ...