Центральный район

Состав района: Москва, Московская область, области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.

Площадь 500 т. км2;

Население: 30 млн. чел.

Общие особенности региона.

Столичное значение; на пересечении важнейших транспортных путей; мощная промышленность (1 место по ВВП); высокая степень освоенности; высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.

Природные ресурсы:

Бедные природные ресурсы.

Строительные материалы (известняк); железная руда (Тула); имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); торф.

Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.

Население и трудовые ресурсы:

Плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2); очень урбанизирована (83%); очень высококвалифицированные кадры; наличие существенной безработицы: ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро – Мытищи); авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта; с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта); станко- и приборостроение.

Химическая промышленность:

Удобрения (Воскресенск) – 10% от российского производства; нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ – объем реализации); шинное производство.

Проблемы с энергией и водой.

Легкая промышленность: 1/3 всей российской промышленности;

негатив: сокращение сбыта; конкуренция импорта; сырьевая проблема.

Полиграфическая промышленность: самая крупная полиграфическая база.

Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.

Остальные отрасли:

Наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); АПК: зерновые (50% площадей); прокормить себя не может, т.е. завоз. Мощная кондитерская промышленность. Транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово; продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.

Основные проблемы:

Ввоз продуктов питания; ввоз энергоресурсов; кризис машиностроительного производства; политические проблемы.

Район нуждается в сильной демографической политике, направленной на восстановление и рост численности населения. Необходимо развивать секторы экономики, которые основываются на достижениях НТП. Значимо для района – совершенствование производственной и социальной инфраструктур. В числе таких задач – создание надежных коммуникаций по связям ядра района с отдаленными областями. Очевидно развитие хозяйственного и культурного потенциала маленьких – городов.

Особенности развития:

Район имеет наиболее развитую обрабатывающую промышленность. Это обусловлено выгодным экономико-географическим положением и наличием квалифицированной рабочей силы. Для промышленности характерно сильное разделение производства. Но основное место занимает машиностроение. На базе привозного сырья и топлива производится продукция, которую поставляют во все районы страны и на экспорт, поэтому огромную роль играет транспорт. Для района характерна высокая урбанизация. Район является ведущим в стране в науке и образовании, является главным культурным центром. Сельское хозяйство представлено большей частью пригородным, что позволяет удовлетворять только местные потребности.


Это интересно:

Серебро
По запасам серебра (71 770 т категорий А + В + С1) Россия занимает первое место в мире. Большая их часть сосредоточена в восточных регионах страны, на Урале и в месторождениях Норильского рудного района. Значительная часть запасов приурочена к комплексным месторождениям, в рудах которых серебро я ...

Открытие Океании и Австралии
Поскольку открытые Колумбом земли оказались не частью Азии, а новым материком, преградой на пути к Индии и Моллукским о-вам, встал вопрос о поисках обходного маршрута. Испанский король Карл I, не получавший больших доходов от своих владений в Вест-Индии, принял предложение португальца Ф.Магальяйнш ...

Краткая история картографического метода исследования
Всякое картографическое произведение создавалось с древнейших времен до наших дней для каких-либо практических или научных целей. В данном пункте мы обратимся лишь к одной ветви картографии — использованию карт для географических исследований, оставив в стороне другие направления картографии, таки ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru