Основным принципом управления лесным хозяйством является непрерывное и рациональное пользование лесом на основе создания комплексных лесных предприятий.
По мере развития рыночных отношений будет возрастать необходимость соизмерения масштабов лесопользования с мероприятиями, обеспечивающими повышение продуктивности лесов, их сохранность, что регулируется соответствующим законодательством. Конкурентоспособность лесной продукции будет достигаться и за счет минимальных затрат на заготовку древесины и на эффективное осуществление комплекса лесохозяйственных мероприятий.
Все это трудно достижимо при сохранении существующих форм управления лесным хозяйством.
На вопрос: кто управляет государственными и частновладельческими лесами в Финляндии? - большинство финских лесоводов отвечает одним словом: закон. Лесное законодательство и соответствующая ему система налогообложения выступают гарантами и стимулом высокой культуры и экологичности ведения хозяйства в лесах Австрии, Швеции, Норвегии и многих других стран.
Лесовладельцы, например, не могут увеличивать заготовки леса и получать от этого прибыль любыми способами, не обращая внимания на экологию, своевременное восстановление леса на вырубках. Они обязательно столкнутся с законом, штрафами, прочими неприятностями, в т.ч. неотрицательным общественным мнением. Если лесовладелец или арендатор ведет хозяйство неэффективно, не создает высокопродуктивных насаждений, не обеспечивает нормальное использование ресурсов древесины, не использует лесные сенокосы и другие угодья, а платит налоги за лесные земли или расчетный прирост древесины, он несет значительные финансовые потери.
И наоборот, интенсификация лесного хозяйства, содержание в образцовом порядке государственных, кооперативных или частных лесов поощряются государственными субсидиями.
В этом году приняты Основы лесного законодательства Российской Федерации. Включение леса в экономические производственные отношения людей делает его не только глобальным природно-географическим комплексом, но и экономическим явлением, от которого в значительной мере зависит благополучие страны.
Однако в этом документе не определены общенациональные цели лесного хозяйства, хотя по своей сути Основы прежде всего и нужны для того, чтобы регулировать правовые и экономические условия хозяйствования в лесах во имя достижения этих целей. Не созданы законодательные предпосылки для интенсификации лесного хозяйства, повышения качества, продуктивности, ценности древостоев.
Без изменений оставлены в Основах не оправдавшие себя формы хозяйствования в лесах. Владельцы лесного фонда (в основном это лесхозы) почему-то лишь "осуществляют мероприятия", "принимают меры", "участвуют в разработках", а не обеспечивают своевременное и качественное восстановление лесов, уход за ними, их охрану и не отвечают перед обществом и законом за исполнение важнейших своих обязанностей.
При таких расплывчатых определениях нельзя проконтролировать хозяйственную деятельность в лесах. К тому же Основами сохранен крайне неэффективный ведомственный контроль за соблюдением лесного законодательства, в т.ч. за собственной лесохозяйственной деятельностью.
В Основах допущено нарушение общепринятого положения о запрещении организациям, которые контролируют выполнение контрактов (в данном случае лесхозам), участвовать в проведении торгов, конкурсов, продаже контрактов на осуществление лесозаготовок или других работ в лесу.
Это интересно:
Изменение границ
В 18-м столетии (1754-1763 гг.) Великобритания и Франция сражались между собой за влияние на индейских землях. В результате окончательной победы Великобритании был заключен договор, по которому Франция была вынуждена покинуть земли Северо-Американского континента. А в 1763 году и Испания уступила ...
Историко-культурный потенциал и методика его оценки
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.
Культурное наследие
– это наследие исторического р ...
Пустыни Австралии
Австралию часто называют континентом пустынь, ибо около 44% ее поверхности (3,8 млн. кв. км) занимают аридные территории, из которых 1,7 млн. кв. км – пустыни. Даже остальная часть является сезонно сухой. Это позволяет говорить о том, что Австралия – наиболее засушливый материк на земном шаре.
Пу ...