По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важное значение при этом имеет природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества.
Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).
Н.П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:
· природные
: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и другие;
· культурно-исторические
: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т. д.;
· социально-экономические
: экономико-географическое положение, транспортная доступность территории, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения, уровень развития транспортной сети.
К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:
Ø использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);
Ø усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т. п.);
Ø возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и т. п.);
Ø любительские занятия (рыбалка, охота).
Разнообразие ландшафтов, климата, флоры и фауны и других туристских ресурсов приводит к необходимости выделения различных регионов с целью систематизации географической и экономической информации о туризме и выявления территориальных закономерностей его развития.
Исходя из специфики туристского ресурса, маркетинговых исследований, определяется оптимальное соотношение типов и размеров, различных по рангу территориальных туристских комплексов; обосновывается выбор наиболее благоприятных для размещения туристских предприятий; подсчитываются рекреационные емкости этих районов и объем капитальных вложений, требующихся для создания новых и увеличения рекреационной емкости уже сложившихся туристских районов.
Известный теоретик международного туризма профессор Курт Крапф писал: «Экономика лежит в основе всех туристских проблем. Мы не можем скрывать и завуалировать тот факт, что интерес к туризму объясняется именно его экономическим значением». Изучение теоретических экономических аспектов туризма является немаловажным вкладом в развитие туризма на практике. Грамотный анализ туристских ресурсов – это впоследствии правильная политика и целенаправленные действия на развитие туризма как одного из ведущих секторов экономики.
Это интересно:
Характеристика природно-ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока. рекреационные ресурсы
Элементарные рекреационные ресурсы делятся на 3 группы – природные, рекреационно-хозяйственные и социально-культурные рекреационные ресурсы . ...
Причины возникновения лавин
Момент возникновения лавины, т.е. срыва снежных масс со склона, означает преодоление силой тяжести сил сцепления внутри или у нижней границы снежного покрова.
Исследователи выделяют четыре главные причины возникновения лавин.
Первая — это перегрузка склона снегом при длительных снегопадах и мете ...
История развития Томской области
Археологические исследования на территории нашей области показали, что первые люди появились здесь 80-130 тыс. лет назад. Это были неандертальцы. Позднее, в верхнем палеолите (10-40 тыс. лет назад), на этой территории жил древний человек-кроманьонец, умевший изготавливать каменные и костяные оруди ...