Таким образом, можно говорить о значительной дифференциации территорий Российской Федерации по степени туристско-рекреационного потенциала, а также направлений и возможностей его использования в сочетании с уровнем качества жизни населения.
К вопросу оценки перспектив развития
туристско-рекреационной сферы региона
(по Ю.П. Ковалеву)
Развитие туризма значительной частью населения рассматривается как один из главных путей активизации социально-экономического развития территории, уменьшения различий в уровне и условиях жизни между регионами, чуть ли не как своего рода панацея в увеличении занятости. Значение развития сферы туризма для большинства российских регионов в условиях российской действительности нельзя абсолютизировать.
Что необходимо учитывать при определении перспектив туриндустрии в том или ином регионе? При проведении данных исследований методически верным является выделение следующих аспектов:
ü выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
ü оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
ü оценка современного состояния использования туристско-рекреационного потенциала;
ü оценка возможностей интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала;
ü оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;
ü подготовка перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.
Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.
Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:
1) уникальность имеющихся объектов;
2) различия в доступности объектов;
3) различия в плотности размещения объектов в пределах региона;
4) разнообразие и комплексность имеющихся объектов;
5) физическое состояние объектов.
Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам РФ, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москву и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах РФ имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.
Оценка современного состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов в сопоставление с возможностями приема туристов.
Возможности интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала связаны с решением целого ряда задач. Это поиск финансовых средств, которые должны быть направлены как на развитие объектов социальной сферы в целом, так и туристской инфраструктуры в частности. Это подготовка кадров, способных работать в данной сфере на новом, современном уровне. Это и новые подходы в работе с различными категориями туристов и отдыхающих. Это рекламная деятельность, позволяющая определить приоритеты в выборе места отдыха потенциальному рекреанту. Пока российская действительность не вселяет оптимизма при оценке каждого из этих направлений, хотя и имеются отдельные подвижки.
Это интересно:
Страны Персидского залива
Трудовые миграции в странах Персидского залива
За последние десятилетия в странах Персидского залива сложился крупный очаг массовой трудовой иммиграции. В 1975 г. таких иммигрантов здесь насчитывалось 2 млн, в 1990 г. — 6,7 млн, а в 2000 г. — 10 млн (без членов семей, домашней прислуги и нелегаль ...
География туризма с целью отдыха и развлечений
Особенности географии туризма с целью отдыха и развлечений. Туристские потоки с целью отдыха и развлечений являются наиболее массовыми и определяют географическую структуру международного туризма в целом. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновре ...
Инвестиции
Таблица 28. Инвестиции в основной капитал (млн. руб.)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
19241
32273
28212
49704
68561
82859
127209
126296
166112
190860
278864
304770
Рисунок 27. Инвестиции в ...