Переход предприятий пищевой промышленности на путь активного экономического развития в современных условиях достигается за счет совершенствования организационно - механических механизмов на всех уровнях управления экономикой, включая государственный, отраслевой, региональный уровни. Необходимое условие для этого - создание на предприятиях эффективных систем стратегического развития и перехода на инновационный путь развития
По данным Банка России, общая сумма прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2010 году составила 37 млрд. долларов (почти столько же, что и годом ранее, — 36,8 млрд. долларов). В 2011 году ожидается увеличение притока иностранных инвестиций по различным оценкам на 20-30%.
Среди иностранных компаний, которые заявили о дополнительных инвестициях в российский рынок пищевой промышленности либо уже активно осуществляют их, можно назвать Nestle, Heinz, Unilever, Danone, Kraft, Mars, Kellogg, Cargill, Coca-Cola, PepsiCo.
По данным «Ренессанс Капитал», макроэкономический прогноз на 2011 год выглядит позитивным, однако не предполагает заметного роста. Российский потребительский рынок будет укрепляться в 2011 году: ожидается увеличение реальных располагаемых доходов населения на 3% и возврат к докризисному уровню потребления.
Тенденция к консолидации основных игроков на рынке потребительских товаров, отмечавшаяся в 2010 году, продолжится. Основные сделки 2010 года - PepsiCo/«Вимм-Билль-Данн», Danone/«Юнимилк» - свидетельствуют о том, что производители и лидирующие российские розничные сети демонстрируют стремление к дальнейшему росту и готовы для этого осуществлять инвестиции уже сейчас, [4].
Министерством сельского хозяйства РФ разработана и утверждена целевая программа «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы». Федеральные средства будут направлены на строительство новых заводов, реконструкцию и модернизацию действующих предприятий, проведение научно-исследовательских разработок в области сыроделия и маслоделия. Планируется усовершенствовать систему регулирования импорта продукции из стран дальнего зарубежья. Предполагается, что результатом выполнения Программы станет увеличение производства сыра и масла из собственных сырьевых ресурсов, а также снижение уровня зависимости от импорта.
Самым неблагоприятным фактором, оказавшим влияние на отрасль в 2010 году оказался рост цен на сырье и материалы из-за сильной засухи. Вторым по значимости негативным фактором является существенное влияние торговых сетей, [1].
На российском рынке в 2010 году было проведено несколько сделок по покупке крупными сетями более мелких конкурентов, что привело к еще большей консолидации отрасли и усилению давления сетей на производителей.
Нехватка квалифицированного персонала является еще одним препятствием для развития бизнеса компаний. Невысокий уровень заработной платы и непрестижность работы приводят к дефициту кадров.
Также среди основных проблем можно выделить:
- недостаточное финансирование вузов, готовящих специалистов для предприятий пищевой промышленности;
- рост цен на сырье и материалы;
- растущее влияние розничных торговых сетей;
- проблемы с наймом квалифицированного персонала;
- наличие значительного долгового бремени;
- неблагоприятные климатические условия (засуха и пожары);
- дефицит продукции, обусловленный недостатком производственных мощностей.
Методы повышения эффективности деятельности предприятий: оптимизация бизнес-процессов, снижение себестоимости продукции, автоматизация бизнес-процессов, обновление/замена оборудования и развитие производственных технологий, повышение оборачиваемости оборотного капитала.
Важной задачей является вывод на рынок новых продуктов, что должно привести к увеличению доли рынка за счет привлечения новых покупателей. В основном российские производители планируют наладить производство продукции в смежных сегментах. Так, производители алкогольных напитков рассматривают возможность в дальнейшем выйти на рынок безалкогольной продукции, производители мороженого планируют наладить выпуск замороженных полуфабрикатов, [5].
Следующей по значимости задачей для компаний является расширение географии продаж. Для компаний более предпочтительна экспансия в регионы с высокой плотностью населения, хорошо развитой инфраструктурой, приемлемым уровнем покупательской способности, а также деловым климатом, благоприятным для ведения бизнеса. Для части производителей мясной и молочной продукции главным фактором при выходе на новый рынок является близость к региону местонахождения компании.
Не менее важной задачей для многих предприятий является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции путем разработки новых вкусов и упаковки. Это должно создать дополнительные конкурентные преимущества при продвижении продукции.
В 2011 году участники рынка ожидают роста спроса во всех сегментах пищевой промышленности. В связи с этим многие предприятия собираются вкладывать средства в расширение производства, чтобы иметь возможность своевременно удовлетворить спрос потребителей и укрепить свое положение на рынке. В отличие от большей части производителей пищевой продукции, производители пива и алкогольных напитков не ожидают значительного роста в своем сегменте, поэтому в их планы не входит расширение производственных мощностей.
Это интересно:
Долгий путь к северному полюсу
К началу ХХ века практически все районы Земли были уже исследованы географами. Время традиционных географических открытий, заключавшихся в описании ранее неизвестных земель, в основном прошло. В ХХ веке родилась новая география, которая попыталась ответить на вопрос: "Почему наша Земля устрое ...
Река Черная - тайна и загадка Вьетнама
О гигантской плотине на реке Чёрной, которую потом дополнят ёще несколько, давно говорит весь Вьетнам, ибо борьбу за обуздание этой реки люди ведут, как свидетельствуют старинные хроники и памятники материальной культуры, более двух тысячелетий.
Пожалуй, ни одна битва со стихийными силами в Юго- ...
География религиозного туризма
Паломничество.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др.
Для географическо ...