Формирование инновационного типа регионального воспроизводства (на примере Ростовской области)

Мировая география » Формирование инновационного типа регионального воспроизводства (на примере Ростовской области)

Страница 4

В-третьих, для целей развития экономики региона применяются разные методы, что, однако, приводит к ряду недостатков. Например, применяемые управленческие методы (инструменты и механизмы) часто не синхронизированы между собой, разрозненны, не имеют единого научного подхода, обеспечивающего комплексность и взаимосогласованность необходимых и достаточных методов управленческого воздействия. Кроме того, многие методы управления преимущественно ориентированы на оперативные мероприятия, носящие «пожарный» характер, стремление «соблюсти теоретическую чистоту» рыночных преобразований при отсутствии четко понимаемой конечной цели. Часто отсутствует систематизация и иерархия целей и связанных с ними действий, а принимаемые решения опираются на недостаточно проработанную в научном плане методологию социально-экономического развития региона. Управленческие решения не всегда обеспечивают ожидаемую эффективность и окупаемость производимых затрат и инвестиций.

Таким образом, многообразность направлений свидетельствует о необходимости поиска таких научных основ, которые способны выявить, исследовать, обобщить весь спектр региональных проблем и интегрировать решения на базе единой научной основы. На наш взгляд, такой интегрирующей научной основой является теория и практика стратегического управления, позволяющая разработать обоснованные подходы к социально-экономическому развитию региона с учетом его места и роли в региональной политике государства.

Целесообразность применения стратегического подхода к управлению экономикой региона вызвана: 1) необходимостью укрепления единства государства и обеспечением эффективности его социально-экономической политики; 2) все возрастающей экономической самостоятельностью российских регионов и переводом на качественно новый уровень ответственность органов власти субъектов Российской Федерации за обоснованность разработки и реализацию социально-экономической политики в регионах.

В самом общем виде стратегия – это генеральное направление развития, осуществление которого в долгосрочной перспективе должно обеспечить выход на конкурентоспособные позиции и решение многообразных задач социально-экономического развития региона.

В теоретическом и методологическом плане стратегия, как правило, отражается в форме программы или представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение ее целей.

Необходимость и предпосылки применения стратегического управления развитием экономики региона заключаются в следующих обстоятельствах:

1) в иерархии распределения полномочий в экономической сфере в российских реалиях регион постепенно выдвигается на центральное место: именно на уровне субъекта Федерации формируется основной массив приоритетов и стратегия социально-экономического развития, учитывающих комплекс особенностей конкретной территории, ее промышленный, сельскохозяйственный, интеллектуальный, демографический, ресурсный и другие потенциалы, потребности различных категорий населения;

2) на уровне регионов реализуется и федеральная политика, которая должна строиться на основе сочетания глобальных международных, а также общегосударственных тенденций с подходами, учитывающими факторы регионального характера, что требует единого теоретико-методологического основания для обоснования и сопряжения интересов государства и региона;

3) именно на конкретном региональном пространстве может быть обеспечено достижение наибольшей активности участия отдельных социальных слоев и групп в процессах социально-экономического и культурного развития, общественной жизни в целом.

Стратегия государственного управления регионом должна определять основные характеристики и рамочные условия проведения политики федеральных округов и регионов, предоставляя возможность учета территориальных особенностей. В этой связи региональная стратегия управления регионом детерминирована и имеет дуальный характер, что объясняется следующим. Во-первых, региональная стратегия управления регионом представляет собой часть совокупности, нижний иерархический уровень и определенную форму реализации государственной политики в рамках федеральных программ. Во-вторых, региональная стратегия управления развитием экономики выступает как самостоятельная область программно-целевой деятельности, направленная на комплексное развитие территории с учетом конкретизации многообразия ее особенностей.

Одним из принципов, заложенных в «Программу экономического и социального развития Ростовской области на 2003–2006 гг.», является переход к инновационному типу развития, особенно в сельском хозяйстве и строительстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Это интересно:

Водные ресурсы Свердловской области
Большая часть наших рек начинается в горах. Реки западного скло­на (Чусовая, Сылва, Уфа и их притоки) относятся к бассейну Волги, а реки, стекающие с гор на восток (Тавда с истоками Сосьвой и Лозьвой, Тура, Пышма, Исеть и их притоки),— к бассейну Оби. Самые зна­чительные реки области — Тавда и Тур ...

Внешний фактор
В 2006 году отношения в газовой сфере между Газпромом и НАК «Нефтегаз Украины» регламентировались Долгосрочным Контрактом об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины на период с 2003 по 2013 года, соответствующим дополнением к нему на 2006 год и трехсторонни ...

Закономерности образования пустынь
“Механизм” формирования и развития пустынь подчинен прежде всего неравномерности в распределении на Земле тепла и влаги, зональности географической оболочки нашей планеты. Зональное распределение температур и атмосферного давления определяет специфику ветров, общую циркуляцию атмосферы. Над эквато ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru