Основные научные исследования проводятся в институтах Академии наук Азербайджана, созданной в 1945 (в Институте философии и права, Институте истории, языка и литературы им. Г.Низами, Институте экономики, а также в институтах естественного и технического профиля). Крупнейшая библиотека Азербайджана – Государственная библиотека им. М.Ахундова, крупнейшее хранилище документов – Национальный архив.
Литература и искусство.
Такие древние эпосы, как Китаби Деде Коркуд (Книга моего деда Коркуда, 11 в.), а также поэзия более позднего периода (Гянджеви Низами, ок. 1141–1209; Мухаммеда Физули, 1494–1556) являются частью совместного с анатолийскими турками литературного наследия. Отличительной чертой азербайджанской литературы является устная поэзия ашугов (народных певцов-поэтов), традиции которой сохранились до настоящего времени.
Письменная азербайджанская литература возникла после окончательного включения страны в состав России в начале 19 в. Ее основоположник Мирза Фатали Ахундов (1812–1878) является также родоначальником азербайджанской драмы, которая получила дальнейшее развитие в произведениях Наджаф-бека Везирова (1854–1926) и Абдуррагима Ахвердова (1870–1933). Первую азербайджанскую газету «Экинчи» («Пахарь») в 1875 начал выпускать Гасанбек Зардаби (1837–1907).
После закрытия в 1877 российскими властями газеты «Экинчи» выходили малотиражные журналы «Зия» («Заря», 1879–1881), «Зия и Кавкасия» («Заря Кавказа», 1881–1884) и литературный журнал «Кешкюль» (1884–1891). С закрытием «Кешкюля», вплоть до революционных событий 1905 в России, прекратился выпуск изданий на азербайджанском языке. Последовавшее ослабление государственного контроля сделало Баку ведущим центром мусульманской журналистики в Российской империи. Между 1905 и 1917 в разное время выходило ок. 60 газет и других периодических изданий (газеты «Хаят» – «Жизнь» и «Иршад» – «Путеводитель», литературный журнал «Фуюзат» – «Благо» и популярный сатирический журнал «Молла Насреддин» и др.).
Надежды периода национального подъема нашли свое воплощение в поэзии Алекпера Сабира (1862–1911). Среди видных литераторов этого периода – Джалил Мамедкулизаде (1866–1932), драматург Гусейн Джавид (1884–1941), поэт Мухаммед Хади (1879–1920). Литературное возрождение, начавшееся после 1905, выдвинуло задачу дальнейшего очищения языка, на этот раз от османского влияния. Это движение возникло одновременно с пантюркизмом, проповедовавшим объединение всех тюркских народов. Трибуном пантюркизма был Алибек Гусейнзаде (1864–1940).
В 1930-е годы в результате сталинских чисток Союз писателей Азербайджана понес значительные потери. Жертвами репрессий стали такие ведущие литераторы, как Гусейн Джавид, Салман Мумтаз, Курбан Мусаев, Таки Шахбази, Али Назим и Микаил Мушфик. Нормой творчества стал социалистический реализм. Политический конформизм привел к общему снижению художественного уровня литературы, хотя в это время продолжали творить такие талантливые писатели, как Самед Вургун (1906–1956), Джафар Джабарлы (1899–1934) и Ильяс Эфендиев (р. 1914). После 1945 существенное место заняло новое литературное направление, развивавшее тему единства советского и иранского Азербайджана. Его наиболее заметными представителями были писатели Мамед Ордубады (1872–1950) и Мирза Ибрагимов (р. 1911), а также поэты Сулейман Рустам (1906–1989) и Бахтияр Вагабзаде (р. 1925).
Это интересно:
Стереотопографический метод создания топографических карт
В районах с большим количеством контуров точки съемочного обоснования намечают на естественных контурах. Контуры должны были четкими и обеспечивать идентификацию с ошибкой не более 0.1мм в масштабе карты. Есть такие места где четко определить точку местности на аэрофотоснимке не возможно, для этог ...
Транспорт
В Китае, учитывая количество населения и размеры территории, транспорт еще не удовлетворяет потребности хозяйства. Половину объема всей его работы выполняют железные дороги, важное значение в перевозке грузов имеет водный, особенно морской транспорт, а в перевозках пассажиров - автомобильный, Возд ...
Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи,
традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический
и религиозный состав и особенности территори
Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камч ...