Поиски северо-западного и северо-восточного проходов на Восток английскими путешественниками – предшественниками Мартина Фробишера (Джоном и Себастьяном Каботом, Хью Уиллоуби, Ричардом Ченслором, Ст

Мировая география » Географические открытия Англии в XVI-XVII вв. Поиски северо-западного прохода в Индию и Китай » Поиски северо-западного и северо-восточного проходов на Восток английскими путешественниками – предшественниками Мартина Фробишера (Джоном и Себастьяном Каботом, Хью Уиллоуби, Ричардом Ченслором, Ст

Страница 3

Следующие поиски северо-восточного пути на Восток были предприняты английскими путешественниками в середине XVI в. Во многом это совпало с тем, что к этому времени некоторые отрасли английской экономики (особенно сукнодельческая и торговля) переживали не лучшие времена, нуждаясь как в новых источниках сырья, так и сбыта. Поэтому по совету С. Кабота и при его участии лондонские "почтенные и мудрые люди" организовали "Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых". Общество купило три корабля, отремонтировало их и снабдило небольшими вспомогательными парусно-гребными судами (пинасами), обычно помещавшимися на борту корабля.

Начальником экспедиции и командиром лучшего судна (120 т) был назначен знатный дворянин Хью Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном крупнейшего (160 т) корабля – Ричард Ченслор; командиром третьего (90 т) – штурман Корнелий Дюрферт. Никто из членов нового общества и капитанов не имел представления о странах, куда направлялась экспедиция. Команда флотилии состояла из 105 человек. Кроме того, на борту кораблей было 11 купцов.10 мая 1553 г. флотилия Уиллоуби оставила устье Темзы (см. приложение 4), но из-за сильных ветров только в августе достигла норвежского о. Сенья (у 69° с. ш.). Там в ночь на 3 августа 1553 г. поднялась буря, и судно Ченслора разлучилось с двумя другими. Когда ветер несколько стих, Уиллоуби и Дюрферт пошли к Варде (на северо-востоке Норвегии), но не сумели разыскать эту гавань. 14 августа рано утром показалась земля. "Мы подошли к ней и спустили бот, чтобы посмотреть, что это была за земля. Но бот не мог подойти к берегу из-за мелководья и большого количества льда . На берегу не было видно никаких признаков жилья. Земля эта находится на широте 72°". Если Уиллоуби верно определил широту, то он дошел до Гусиной Земли – юго-западного выступа Новой Земли. Три дня англичане продвигались к северу, обнаружили в малом корабле течь и повернули на юг. 21 августа Уиллоуби отметил, что море становилось "все мельче и мельче и все же не было видно берега". Чтобы избежать опасности, он отошел в открытое море и четыре недели шел на запад, то вдоль берега, то теряя его из вида пока за небольшим островом не достиг устья реки, где решил зимовать. Англичане не нашли там ни людей, ни жилья.

А следующей зимой 1554 г. русские поморы обнаружили за Нокуевым островом, у Мурманского берега, в устье р. Варзины два судна: " .стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много" (Двинская летопись).

Корабль Ченслора (штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю простоял у Варде, ожидая Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа 1553 г. вошел в устье Северной Двины. Ченслор, не дождавшись разрешения, отправился санным путем в Москву. На полпути он встретил гонца, который передал ему царское приглашение. Иван IV с большой пышностью принял "королевского посла" (так назвал себя Ченслор) и обещал покровительство английским купцам. В марте 1554 г. он отпустил Ченслора. Когда тот вернулся в Англию, "Общество купцов-предпринимателей" было официально утверждено правительством.

Таким образом, первая попытка отыскать Северо-Восточный проход в Азию оказалась не удачной. Из-за погодных условий кораблям пришлось разделиться. Уиллоуби и Дюрферт отправились к гавани Варда, но найти ее так и не смогли, они подошли к юго-западному выступу Новой Земли (Гусиная Земля), в устье реки Варзины решили зимовать, но не встретили там ни людей, ни жилья, моряки погибли. Корабль Ченслора через Нордкап подошел к гавани Варда, не дождавшись Уиллоуби, через Белое море вошел в устье Северной Двины, санным путем отправился в Москву, а позже вернулся в Англию.

Следующая попытка англичан добраться до Китая, идя северными широтами, связана с деятельностью Стивена Барроу, штурмана Ченслора. Так,

купцы-предприниматели надеялись через Обь, о которой они узнали от русских, проникнуть в Катай (Китай). Поэтому Стивен Барроу был послан в 1556 г. к Оби на небольшом судне "Серчтрифт" ("Ищи выгоды"). 9 июня 1556 г. Барроу благополучно вошел в устье Колы. "Пока мы стояли на реке (Обь), мы ежедневно видели, как по ней спускалось много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек. Среди русских был один, по имени Гавриил… Он сказал мне, что все они наняты на Печору на ловлю семги и моржей . обещал предупреждать меня о мелях, и он это действительно исполнил".

22 июня "Серчтрифт" вышел в море с русскими ладьями. Медленно продвигаясь на восток, большей частью вдоль берега, Барроу два дня неудачно пытался обогнуть Канин Нос. " .Стоя на якоре, мы заметили, что . поднимается что-то вроде шторма, и не знали . здесь никакой гавани . Я увидел парус . это Гавриил, "покинув безопасную стоянку, подошел на сколько мог ближе к нам ." В густом тумане помор ввел корабль в удобную гавань (Моржовец). 15 июля Барроу прошел через "опасный бар" Печоры. Там он простоял пять дней, а затем один двинулся в открытое море. Утром 21 июля "Серчтрифт" попал во льды. Выйдя из них, Барроу четыре дня следовал на восток, подошел к острову (вероятно, Междушарский) у юго-западного берега Новой земли и у 72° 42' с. ш., по его определению, нашел хорошую стоянку .

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Культура
финляндия правление промышленность торговля Древнейшими памятниками финского зодчества являются средневековые замки-крепости, а также деревянные церкви с колокольнями, построенные в ХVIII в. народными мастерами-плотниками. Ценнейшим архитектурным и историческим памятником Финляндии является Кафед ...

Транспорт
Структура и география транспорта Австралии складывались под влиянием больших размеров страны, ее колониального прошло но и современных потребностей. Трансавстралийськой считается только одна железная дорога длиной 1800 км (Порт-Пири - Калгурли, соединяющей Южную и Западную Австралию.Пересечь стран ...

Растительный мир Силинского леса
Богат и разнообразен растительный мир этой уникальной территории. Памятник природы занимает самую сохранившуюся часть коренного кедрово-широколиственного леса с примесью ели, пихты и тиса. Здесь произрастает более 330 видов сосудистых растений 160 семейств. На небольшом участке земной поверхности ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru