В 1994 г. впервые была представлена “Стратегическая концепция экономического развития Мюнхена”. Каждые 4 года работа возобновляется и экономическая стратегия пишется заново. Последняя версия издана 1999 году. Идея в том, что процесс стратегического планирования в Мюнхене – это процесс согласования позиций администрации и влиятельных лиц в городе.
Каждые 4 года проводится анализ исходной ситуации. Причем набор показателей все время меняется. На базе подобного рода анализов составляется известный “SWOT-Анализ”, который призван стать отправной точкой и прояснить выбор необходимых стратегий. Проводя такой СВОТ-анализ город ищет в своих резервах те особенности, которые он может предложить фирмам, пытается уловить тенденции своего развития. Задача СВОТ-анализа – уловить специфику своего города для работы с фирмами с учетом глобализации, развивать то, что можно продвинуть во вне. Город должен смотреть на себя со стороны глазами фирм, понимать, что их интересует сегодня.
С другой стороны – независимо от глобализации в городе необходима поддержка экономики и точек роста, поддержка фирм, которые выделились из Университета, малого бизнеса, который создает общий климат роста и базу развития. Это задача города.
В результате этого этапа разработан территориальный профиль города в форме анализа сильных и слабых сторон. Позиция Мюнхена: не раскрывать полностью слабые стороны города в стратегических документах, чтобы не давать информацию конкурентам.
Второй этап подготовки плана – выбор целей.
Основополагающие цели:
1. Поддержка достаточного и постоянного предложения рабочих мест, которое способно “вынести” на себе общество.
2. Обеспечение коммунальных поступлений за счет успешного развития предприятий и ситуации с рабочими местами.
3. Поддержка единства и сплоченности общества.
Перспективные цели:
- Ориентированное на будущее, инновативное развитие структуры мюнхенской экономики и производства; поддержка динамичности развития.
- Поддержка экологичного ведения экономики и непрерывного, продолжительного ее развития.
- Усиление сотрудничества с регионом.
- Международная кооперация и дальнейшее “открытие миру” Мюнхена как экономического центра.
На основе 7 целей выбраны 10 основных направлений (стратегических полей). Основные направления служат долгосрочной ориентацией и являются недостижимыми в короткие сроки. Для реализации основных направлений выдвигаются флагманские проекты, которые разрабатывались совместно с другими департаментами и фирмами. Можно сказать, что в значительной степени, 10 стратегических направлений было сформулированы исходя из уже существующих или назревших для реализации проектов. Проекты реализуются не только городом. И федерация, и земля, и город осознали необходимость действовать в одном направлении (в проектах).
Стратегические направления:
1) инновационные решения в сфере инфраструктуры, дающие импульс развитию городской экономики;
2) усиление роли перспективных секторов экономики;
3) туризм;
4) поддержка инноваций – содействие отраслям с высоким инновационным потенциалом;
5) поддержка занятости и роста квалификации;
6) поддержка малых и средних предприятий;
7) поддержка основания новых предприятий;
8) городское долевое участие;
9) региональное сотрудничество;
10) международное сотрудничество.
На основе анализа опыта Мюнхена, а также сравнений, проведенных в международном масштабе, можно сформулировать некоторые правила стратегического планирования. Следует четко сформулировать так называемый “Mission Statement”, т.е. определить, кто является адресатом концепции: политика и администрация, а также другие инстанции, действующие в экономическом пространстве.
1. Глубокий SWOT-анализ является сегодня непреложным требованием для обоснованного стратегического планирования. Этот анализ должен вестись постоянно, а для определенных сфер его следует делать особенно глубоким.
2. Коммуникативную стратегию, которая обязана сопровождать стратегическое планирование, следует разрабатывать достаточно рано. Шансы стратегического планирования на успех во многом зависят от подключения основных действующих лиц и инстанций. И, наконец, следует информировать подходящим образом общественность, чтобы дать ей шанс выразить ее представления и потребности.
Это интересно:
Дальневосточный район
Состав района:
Республика Саха (Якутия); Приморский край; Хабаровский край (с Еврейской АО); Области: Амурская; Камчатская (с Корякским АО); Магаданская (с Чукотским АО); Сахалинская
Площадь: 6,2 млн. км2;
Население: 7,5 млн. чел.
Общие особенности региона:
удаленность района от центра; огром ...
Сельское хозяйство
Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006 г. в действующих ценах по предварительным данным составил 30 млрд. рублей или 104,7 процента в сопоставимой оценке к уровню 2005 года. Объем продукции в сельскохозяйственных организациях в 2006 году в действующих ценах состави ...
Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии
В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта. Современное представление о культурном ...