Восточно-Сибирский район

Состав района:

Республики: Тува; Хакасия; Бурятия. Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.

Площадь: 4,1 млн. км2;

Население: 9 млн. чел.

Общие особенности региона: огромная территория (тундра, вечная мерзлота); много природных ресурсов, но слабо освоенных.

Природные ресурсы:

Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России); Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ; Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты; Иркутское месторождение; Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.

Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;

Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);

Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);

Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды; никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.

Лес (1 место в РФ): ½ объема заготовок леса по РФ, 50% территории района, 93,6% леса – хвойные;

Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.

Население и трудовые ресурсы:

9 млн. чел.; плотность – 2 ч./км2; 72% городского населения; высокий уровень безработицы; многонациональный состав.

Основные отрасли промышленности:

Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.

ТЭК: уголь (Канско-Ачинский бассейн);

Электроэнергетика: крупнейшая ГРЭС; крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.

Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы алюминиевых предприятий в этом районе.

Горно-металлургический комплекс: медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ – по черновой меди); алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ, Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).

Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.

Лесная промышленность: много сырья; низкая себестоимость (на 20% ниже, чем по РФ); расположение вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных территорий).

Машиностроение: машиностроительные и ремонтные заводы; производство грузовых вагонов (Абакан);

Химическая промышленность: на запасах леса – бумага (Братский ЦБК);

синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.

АПК: большие площади под пашнями, низкие урожаи; пшеница, рожь, ячмень.

Транспорт: ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб; речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею; автомобильный (слабо развит).

Вывоз: лес, руда.

Ввоз: машины, продовольствие, ТНП

Основные проблемы:

не достаточно развита инфраструктура социального, бытового обеспечения, дорожного хозяйства; отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям региона; низкая технологичность лесной промышленности; завоз продовольствия; институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности); задолженности по оплате региону за электроэнергию (является энергетическим донором); толлинг.

Основной проблемой района является плохая экологическая ситуация, из-за этого наблюдается высокая смертности и низкая рождаемость. Необходимо разработать эффективные программы по отчистке воздуха, почвы, воды. Реализация проектов по развитию Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, Нижнеангарского ТПК важно и для района, и для страны. Развитие ж/д. транспорта, строительство новых магистралей будет способствовать укреплению и росту хозяйства района. Нужно повышать уровень и благосостояние населения с помощью участия государства в развитии региона. Это остановит миграционный отток жителей.

Особенности развития:

Этот район удален от центра и от главных морских портов, также значительная часть восточной Сибири удалена от железных дорог. Это является сдерживающим фактором развития района. Основной вид транспорта – ж/д. Значительное место отводится водному и воздушному транспорту для внутреннего и межрайонного сообщения. Основа хозяйства – топливно-энергетический комплекс. Большая доля производства электроэнергии приходится на ГЭС. Также хорошо развита алюминиевая (действуют все стадии цикла) и лесная (наличие богатейших лесных ресурсов) промышленности. С/х представлено в большей степени животноводством, но в южной части района выращивают зерновые, а особенно яровые культуры.


Это интересно:

Технология создания цифровых карт на цифровых фотограмметрических станциях
Применение цифровых методов фотограмметрии в практике топографических, кадастровых и других съемок, как и картографического обеспечения геоинформационных и кадастровых систем, стало реальностью сегодняшнего дня. Это обстоятельство и послужило основанием для того, чтобы в действующих инструкциях по ...

Транспорт
В Китае, учитывая количество населения и размеры территории, транспорт еще не удовлетворяет потребности хозяйства. Половину объема всей его работы выполняют железные дороги, важное значение в перевозке грузов имеет водный, особенно морской транспорт, а в перевозках пассажиров - автомобильный, Возд ...

Зарубежная Европа
Зарубежная Европа занимает площадь 5,1 млн км2. Протяженность с севера на юг — 5 тыс. км, с запада на восток — более 3 тыс. км. ЭГП определяется тремя чертами: 1) соседским компактным положением этих стран по отношению друг к другу; 2) приморским положением большинства стран; 3) высокой степень ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru