Состав района:
Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.
Площадь: 265 т. км2;
Население: 8,5 млн. чел.
Общие особенности региона:
лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).
Природные ресурсы: Не очень богат.
фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% – хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
Основные отрасли промышленности:
Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.
Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.
АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство:
ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт – 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск – Н. Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
Основные проблемы:
дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.
Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства – автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.
Особенности развития:
Ведущая отрасль хозяйства района – промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.
Это интересно:
Поиски Северного пути
Франция, Нидерланды и Англия не располагали другим морским маршрутом в Азию, кроме длинных переходов вокруг Африки или Южной Америки. После того, как стало известно, что не существует такого пути через середину Американского континента, они обратили внимание на возможность прохода через северные в ...
Амуро-Охотский субрегион
Амуро-Охотский субрегион включает Амурскую область, Хабаровский край и Еврейскую автономную область. Климат отличается резкими сезонными контрастами, континентальный таежный на материковом севере, муссонно-континентальный на юге, муссонно-океанический на побережьях Охотского и Японского морей[10 , ...
Структура доходов
Таблица 41. Структура доходов в процентах
Из представленной таблицы видно, что большую часть доходов бюджета Ленинградской области составляют налоговые поступления по статьям «налог на прибыль организаций» и «налог на доходы физических лиц». При рассмотрении всего периода процентная доля этих с ...