Волго-Вятский район

Состав района:

Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.

Площадь: 265 т. км2;

Население: 8,5 млн. чел.

Общие особенности региона:

лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).

Природные ресурсы: Не очень богат.

фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% – хвойные лесы).

Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.

Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.

Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.

Лесная промышленность:

Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.

АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК – консервирование.

Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.

Транспортное хозяйство:

ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт – 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск – Н. Новгород (нефть)),

Отрицательное сальдо торгового баланса.

Основные проблемы:

дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.

Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства – автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.

Особенности развития:

Ведущая отрасль хозяйства района – промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.


Это интересно:

Поиски Северного пути
Франция, Нидерланды и Англия не располагали другим морским маршрутом в Азию, кроме длинных переходов вокруг Африки или Южной Америки. После того, как стало известно, что не существует такого пути через середину Американского континента, они обратили внимание на возможность прохода через северные в ...

Амуро-Охотский субрегион
Амуро-Охотский субрегион включает Амурскую область, Хабаровский край и Еврейскую автономную область. Климат отличается резкими сезонными контрастами, континентальный таежный на материковом севере, муссонно-континентальный на юге, муссонно-океанический на побережьях Охотского и Японского морей[10 , ...

Структура доходов
Таблица 41. Структура доходов в процентах Из представленной таблицы видно, что большую часть доходов бюджета Ленинградской области составляют налоговые поступления по статьям «налог на прибыль организаций» и «налог на доходы физических лиц». При рассмотрении всего периода процентная доля этих с ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru