Состав района:
Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.
Площадь: 265 т. км2;
Население: 8,5 млн. чел.
Общие особенности региона:
лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).
Природные ресурсы: Не очень богат.
фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% – хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
Основные отрасли промышленности:
Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.
Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.
АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство:
ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт – 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск – Н. Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
Основные проблемы:
дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.
Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства – автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.
Особенности развития:
Ведущая отрасль хозяйства района – промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.
Это интересно:
Альтернативы «старому» страноведению
Оживление в обсуждении методологических проблем страноведения произошло в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Возникло стремление сформулировать новые задачи и методы страноведения. Нужно сказать, что и на Западе региональная география пришла к тому времени в упадок. Американский географ Р. Браун ...
Нормативно-правовые основы регулирования миграционных процессов в регионе
Становление миграционного законодательства России приходится на начало 90-х годов, когда в Россию хлынули потоки мигрантов из бывших республик Советского Союза, и Российская Федерация, оказалась перед необходимостью в кратчайшие сроки разработать и принять миграционное законодательство и на его ос ...
Животный мир
Животный мир Красноярского края богат и разнообразен. Современная фауна его сложилась в основном в послеледниковый период.
В крае очень четко представлены почти все климатические зоны Евроазиатского материка: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, лесостепь и степь. Каждая из этих зон ...