Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России

Мировая география » Рекреационная география » Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России

Страница 2

О П Ы Т

Статистическая типология туристских центров

(по методике А.И. Зорина)

Для статистического обоснования типологии туристских центров, упрощения и ускорения работы с туристской информацией с помощью статистических процедур была проанализирована база данных туристских центров РФ.

В статистическом исследовании применялись: Microsoft Excel – обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц; Statistica 5.0 – обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод графических данных.

Результаты исследования:

1. При статистическом анализе исходной базы данных выявлен общий туристский фактор, которому подвержены все 17 первичных типов туристских центров;

2. Идентифицированы четыре первичных уникальных типа, которые могут быть интерпретированы как аксиологический, природный, оздоровительный, горный факторы.

Выявленные статистические закономерности позволяют провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров России для удобства чтения и понимания.

Статистический анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализ

базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 генерализованных типа-фактора туристских центров.

Аксиологический тип-фактор

объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности,

включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип-фактор объединяет туристские центры,

ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа.

Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.

Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор,

формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром».

Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа.

В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50–100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

Проведенное статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них.

Проведенная интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров Российской Федерации (потеря исходной информации составляет всего 19 %), которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.

Ключевые понятия и термины: туристский центр, центр туризма, факторы формирования туристских центров.

Контрольные вопросы

s Каково соотношение понятий «туристский центр» и «центр туризма»?

s Какие выделяют три группы факторов формирования туристских центров?

s Раскройте сущность и содержание методики количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России.

s Классификация и типология: различия в процедуре проведения.

Страницы: 1 2 


Это интересно:

Освоение пустыни
Освоение пустыни началось с палеолита. В неолите человек выпасал в пустыни стада и использовал для земледелия участки естественных разливов рек. В частности, так возникли культуры Древнего Египта и Ассирии. В бронзовую эпоху человек уже сооружал оросительные каналы и рыл в пустыне колодцы. Малая п ...

Основные туристские дестинации региона их профиль и специфика
Самой крупной дестинацией на Камчатке по праву можно считать г. Петропавловск-Камчатский. Петропавловск-Камчатский имеет удобное расположение, имеет выход к океану. Панорама города имеет поистине восхитительный вид- город расположен у подножия вулканов - Корякского, Авачинского и Козельского. В ч ...

Основные приемы анализа при картографическом методе исследования
Картографический метод исследования основан на анализе карт как пространственно-временных моделей действительности. Для изучения явлений по их изображениям на картах используются различные приемы анализа, среди которых выделяют визуальные, картометрические, графические и математические способы. В ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru