Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г. объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Международная миграция населения представлена в Приложении 2.
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобное соглашение с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.
Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран[2].
Для решения самой острой проблемы современной России – демографической необходимо, помимо снижения смертности и повышения рождаемости, проводить эффективную миграционную политику. Под этим понимается, прежде всего, обеспечение миграции в Россию на постоянной (с проживанием и получением гражданства) жителей стран бывшего СССР, которые сохраняют знание русского языка, обладают необходимой квалификацией и лояльностью стране своего нового выбора. Важным направлением миграционной политики остается привлечение трудовых мигрантов из стран СНГ и других стран.
Миграция в Российскую Федерацию за последние 15 лет внесла большой позитивный вклад в развитие экономики и социальной сферы жизни, в пополнение населения страны. Несмотря на бюрократические препоны, ограничение миграции со стороны государства и негативное отношение со стороны части населения миллионы мигрантов переселились и находятся в России на постоянной и временной основе, принося пользу стране пребывания и странам выезда. Миграционные процессы связывают Россию со странами СНГ интенсивными трудовыми и гуманитарными контактами. Россия остается страной, принимающей мигрантов, и это один из факторов ее ведущей роли в регионе бывшего СССР. В то же самое время порождаемая неэффективной государственной политикой неконтролируемая миграция в Россию сопровождалась определенными рисками для национальной безопасности. Попытки противодействовать этим рискам запретительными мерами и антимиграционной пропагандой привели к массовым нарушениям прав мигрантов, к насилию и, в конечном итоге, к сокращению миграции в Россию[22].
Таким образом, миграция населения представляет собой перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.
Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели. Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом.
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций - тех конкретных ролей, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. К наиболее общим функциям миграции населения относят ускорительную, селективную и перераспределительную. Общие функции миграции населения обладают некоторой самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Миграция населения в различных условиях выполняет специфически присущие ей функции, наиболее важные из которых - экономическая и социальная.
Миграция является одной из острейших проблем современной цивилизации, причем в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально- экономическими факторами во многих странах.
Миграционные процессы влекут за собой изменения в социальной и демографической структуре российского общества. Они оказывают существенное влияние на общественное разделение и уровень оплаты труда, на рынок труда в целом, а также на уровень социальной напряженности в регионах с длительным и интенсивным притоком людей.
Это интересно:
Новейшая история
В 1945 коммунисты под руководством Хо Ши Мина объявили независимость Вьетнама. В течение семи лет французские войска вели войну во Вьетнаме против партизан во главе с Хо Ши Мином. Это была первая индокитайская война, которая закончилась победой партизан под Дьен Бьен Фу 7 мая 1954. Соглашение о пе ...
Северный район
Состав района: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия.
Площадь 1500 тыс. км2;
Население: 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).
Общие особенности региона.
Наличие крупного морского хозяйства; лесная промышленность (42% всей бумаги производится ...
Производственный потенциал
В общем объеме основных фондов области доля отраслей, производящих товары, составляет сегодня менее 55%.
73% основных фондов сферы производства товаров сосредоточены в промышленности; в сельском хозяйстве - 22%, в строительстве - 4,5% (по остаточной восстановительной стоимости).
Область сохранил ...