Методы прогнозирования и программирования

К настоящему времени разработаны и внедрены в практику социально-экономического прогнозирования и программирования многие десятки, а может быть и сотни, различных методов и их модификаций.

Основные методы прогнозирования можно сгруппировать в три класса:

качественные методы;

аналитические методы динамических рядов (анализ временных рядов);

каузальные (причинные) методы.

Качественные методы используют качественные данные такие, как агрегированное мнение сбытовиков о продажах в будущем. Анализ временных рядов (опирается целиком на исторические данные, фокусируя внимание на сезонные и циклические колебания и экстраполяцию тренда. Каузальные методы пытаются определить взаимозависимости между независимыми и зависимыми переменными в системе взаимосвязанных уравнений. Каждый их этих трех основных классов может быть разбит на подклассы конкретных прогнозных методов.

Качественные методы:

метод Делъфи

исследование рынка

- групповое согласие

местные прогнозы

историческая аналогия

Анализ временных рядов:

скользящая средняя

экспоненциальное сглаживание

метод Бокса-Дженкинса

прогноз тренда

Каузальные методы:

регрессионный анализ

эконометрические модели

модель "затраты-выпуски "

анализ жизненного цикла

имитация

Какой из этих методов выбрать? Ответ зависит от характеристик конкретной прогнозной проблемы. Но кое-что можно сказать и заочно, если принять во внимание сравнительные преимущества, стоимость и логику использования различных методов.

При выборе метода прогнозирования лицо, принимающее решение, должно учитывать два вида затрат. Первый вид, который назовем издержками неточности, обусловлен стоимостью получения требуемой точности прогноза. Второй вид затрат образуют издержки самого прогнозирования. В качестве стоимостного критерия нужно брать минимизацию совокупных затрат. Иначе говоря, мало смысла в том, чтобы тратить огромные суммы на составление прогноза, имеющего небольшую ценность для организации. В таком случае уместнее был бы интуитивный прогноз, предложенный менеджером по продажам. В другом случае можно, потратив при составлении прогноза небольшую сумму денег, сэкономить для организации большие суммы в будущем, если прогнозные решения очень чувствительны к будущим условиям.

Решение о выборе метода прогнозирования зависит от многих факторов. Многие методы требуют большого количества исторических данных. Если эти данные отсутствуют или же их получение связано с огромными затратами, то многие методы прогнозирования могут быть сразу отброшены. Другим релевантным фактором является временной горизонт. Одни методы более пригодны для составления краткосрочных прогнозов, другие -для долгосрочных. Существенным фактором является время, требуемое для разработки прогноза. Если менеджеру необходим прогноз для выполнения им текущих действий, то он не может ждать несколько месяцев, чтобы получить прогнозные результаты.

Методы прогнозирования различаются по стоимости и точности, и, следовательно, важно определить требуемую точность прогноза и разумную стоимость получения этой точности.


Это интересно:

Финансовый потенциал
Совокупный финансовый потенциал области формируют бюджетная система области, региональные внебюджетные фонды, банковско-кредитная, страховая системы и другие финансовые структуры, расположенные на территории области. Уровень налоговых изъятий в области составляет от 25% до 28% валового региональн ...

Рекреационное и туристское природопользование. функциональная модель и основные типы туристского природопользования
Туристское природопользование можно определить как область теории и практики, связанная с поиском оптимальных режимов использования природных ресурсов в туристских целях. При этом функциональная модель туристского природопользования концентрируется вокруг природного комплекса (Приложение, рис. 2. ...

Флаг Хорватии
Государственный флаг Хорватии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – красного, средней – белой и нижней – синего цвета; с гербом Республики Хорватия посередине. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Издавна народная одежда хорватов – суко ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru