Характеристика хозяйства Северного экономического района

Мировая география » Характеристика Северного экономического района » Характеристика хозяйства Северного экономического района

Страница 3

Традиционной отраслью специализации является маслодельная промышленность, производство сгущенного и сухого молока, которое развивается на юге района и прежде всего в Вологодской области (Белозерск, Тотьма, Сокол).

Из комплексирующих отраслей Северного района выделяются машиностроение, легкая промышленность и производство строительных материалов. Они обеспечивают функционирование основных народнохозяйственных элементов и внутренние потребности региона.

Машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей промышленности, обеспечивающих производство трелевочных тракторов, бумагоделательного оборудования (Петрозаводск), лесопильных рам (Вологда), ремонт судов (Мурманск, Архангельск). Начинает развиваться производство подшипников (Вологда), различных измерительных приборов, продукции радиоэлектроники и станкостроения, строительной и дорожной техники.

Доля легкой промышленности в общем объеме товарной продукции по республикам и областям района колеблется и имеет тенденцию к снижению, что обусловлено ограниченностью сырьевой базы и дефицитом трудовых ресурсов. Основными подотраслями являются льняная (Вологда, Красавино) и трикотажная.

Все большее значение приобретают слюдяная промышленность и добыча декоративного камня в Карелии.

Роль агропромышленного комплекса в силу природно-климатических условий невелика. Сельское хозяйство не обеспечивает собственных потребностей района, баланс важнейших видов продовольственной продукции по району складывается с отрицательным сальдо по всем ее видам, за исключением рыбы.

Район отличается невысоким уровнем распаханности территории, сельскохозяйственные угодья составляют лишь 1/5 общей земельной площади района, из них более половины сосредоточены в Вологодской области, а остальные — на юге Архангельской области, Карелии и Коми. В южной зоне района выращивают кормовые и зерновые культуры (рожь, овес, ячмень), лен-долгунец, картофель, овощи. В последние годы все шире практикуется выращивание овощей в закрытом грунте, особенно в районах с экстремальными природными условиями.

В структуре сельского хозяйства доминирует животноводство, на его долю приходится 78% валовой продукций отрасли. На юге района в поголовье преобладают крупный рогатый скот молочно-мясного направления, а также свиноводство и птицеводство. Особое место на Крайнем Севере принадлежит оленеводству. Оленьи пастбища, где сосредоточено 17% поголовья оленей России, занимают более 1/5 общей площади земель района.

Транспортная инфраструктура региона сформирована под воздействием окраинного положения района, наличия непосредственного выхода в моря Северного бассейна, грузоемкости продукции добывающих отраслей промышленности, она обусловила специфику транспортно-экономических связей. Основные грузопотоки имеют южное и юго-восточное направление. Из района вывозятся лес и лесоматериалы, нефть, газ, каменный уголь, черные и цветные металлы, апатитовые руды, картон, бумага, рыба и рыбопродукты, а ввозятся продукты питания, товары народного потребления, машины и оборудование.

В районе развиты все виды транспорта, но наибольшее значение имеют железнодорожный, морской и речной. Почти 70% грузооборота обеспечивается железнодорожным транспортом, преобладают меридиональные магистрали: Волхов — Петрозаводск — Мурманск, Вологда — Архангельск, а широтные затрагивают лишь юг района (Санкт-Петербург — Череповец — Вологда).

Значительна роль водного транспорта. Используя внутренние водные пути и систему каналов (реки Северная Двина, Печора, Ладожское, Онежское озера, Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийский каналы), активно развивается речной транспорт. Морской транспорт обеспечивает каботажные перевозки по трассе Северного морского пути, что особенно важно для хозяйственного функционирования северных территорий, в том числе Норильского горно-металлургического комбината. В Мурманске помимо ледокольного базируется и рыбный флот, в Архангельске — лесовозный. В современных условиях усиливается экспортно-импортная направленность морских портов Северного района.

Страницы: 1 2 3 


Это интересно:

Основные характеристики вертикальной структуры
Синтез геогоризонтов в вертикальном профиле ПТК определяет его вертикальную структуру. Основными характеристиками этой структуры являются мощность, сложность, напряженность и состав геомасс и геогоризонтов. Из них для изучения состояний ПТК наиболее важен состав, т.е. набор специфичных для данного ...

Страны Персидского залива
Трудовые миграции в странах Персидского залива За последние десятилетия в странах Персидского залива сложился крупный очаг массовой трудовой иммиграции. В 1975 г. таких иммигрантов здесь насчитывалось 2 млн, в 1990 г. — 6,7 млн, а в 2000 г. — 10 млн (без членов семей, домашней прислуги и нелегаль ...

Внешняя политика
Экономика Багамских Островов находится в зависимости от зарубежных инвестиций. На островах действуют крупные иностранные, в основном американские, финансовые и промышленные компании. В структуре экспорта преобладает промышленная продукция, главным образом нефтепродукты, медицинские препараты и це ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru