Ложе океана, срединно-океанические хребты и переходные зоны

Мировая география » Тихий океан » Ложе океана, срединно-океанические хребты и переходные зоны

Страница 4

У восточного берега Австралии, между Новой Гвинеей и Новой Каледонией, расположено Коралловое море. С востока его ограничивает система глубоководных желобов и островных дуг (Новые Гебриды и др.). Глубины котловины Кораллового и других морей этой переходной области (моря Фиджи и особенно Тасманова) достигают 5000–9000 м, дно их сложено корой океанического или переходного типа.

Гидрологический режим северной части этой области благоприятствует развитию кораллов, которые особенно распространены в Коралловом море. Со стороны Австралии его ограничивает уникальное природное сооружение – Большой Барьерный риф, который вытянут вдоль материковой отмели на 2300 км и в южной части достигает ширины 150 км. Он состоит из отдельных островов и целых архипелагов, сложенных из кораллового известняка и окруженных подводными рифами из живых и отмерших коралловых полипов. Узкие каналы, пересекающие Большой Барьерный риф, ведут в так называемую Большую лагуну, глубина которой не превышает 50 м.

Со стороны Южной котловины ложа океана между островами Фиджи и Самоа простирается на юго-запад вторая, внешняя по отношению к океану, дуга желобов: Тонга (его глубина 10 882 м является максимальной глубиной Мирового океана в южном полушарии) и его продолжение Кермадек, максимальная глубина которого также превосходит 10 тыс. м. Со стороны моря Фиджи желоба Тонга и Кермадек ограничены подводными хребтами и дугами одноименных островов. В общей сложности они протягиваются на 2000 км до Северного острова Новой Зеландии. Архипелаг поднимается над служащим ему пьедесталом подводным плато. Это особый тип структур подводных окраин материков и переходных зон, получивших название микроконтинентов. Они различаются по размерам и представляют собой поднятия, сложенные материковой корой, увенчанные островами и окруженные со всех сторон котловинами с корой океанического типа в пределах Мирового океана.

Переходная зона восточной части Тихого океана, обращенной в сторону материков Северная и Южная Америка, существенно отличается от его западной окраины. Там нет ни окраинных морей, ни островных дуг. От юга Аляски до Центральной Америки тянется полоса неширокого шельфа с материковыми островами. Вдоль западного побережья Центральной Америки, а также от экватора вдоль окраины Южной Америки проходит система глубоководных желобов – Центральноамериканского, Перуанского и Чилийского (Атакамского) с максимальными глубинами соответственно более 6000 и 8000 м. Очевидно, процесс формирования этой части океана и соседних континентов протекал во взаимодействии существовавших в то время глубоководных желобов и континентальных литосферных плит. Северная Америка надвинулась на расположенные на ее пути к западу желоба и замкнула их, а Южно-Американская плита переместила Атакамский желоб к западу. В том и другом случае в результате взаимодействия океанических и континентальных структур произошло смятие в складки, поднятие окраинных частей обоих материков и образование мощных шовных зон – Североамериканских Кордильер и Анд Южной Америки. Для каждой из этих структурных зон характерны интенсивная сейсмичность и проявление смешанных типов вулканизма. О.К. Леонтьев счел возможным сопоставить их с подводными хребтами островных дуг западной переходной зоны Тихого океана.

Страницы: 1 2 3 4 


Это интересно:

Ресурсный потенциал и промышленное производство региона
Основной природный ресурс Кемеровской области, вокруг которого выстроена вся экономика региона, – уголь Кузбасса. В регионе слабо развиты сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. На территории Кемеровской области действует режим свободной экономической зоны. Основные отрасли промышлен ...

Перемены
Хозяйственный подъем продолжался всего 10 лет. Но его прервала Великая Депрессия, поразившая в 1930 г. экономику всей страны. Конгрессмены штата Алабама единодушно поддержали новую экономическую программу правительства и президента Франклина Д. Рузвельта (Franklin D. Roosevelt) (1933-1945). Эта г ...

Развитие транспортного сектора в экономике АРЕ
В Египте быстро растет потребность в транспортных услугах. Это объясняется изменениями во многих областях жизни. Осваиваются новые, ранее необжитые территории. Быстро растет население. Строятся новые города. Расширяется сфера туризма. Крепнут региональные экономические связи Египта с соседними ст ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru