Экологический аспект безопасности Кыргызстана

Страница 1

Многие вопросы безопасности, c которыми в настоящее время сталкиваются политики и аналитики Кыргызстана, такими как региональная политическая стабильность, этнические конфликты и рядом других, отчасти схожи с проблемами прошлых лет [10]. Однако на современном этапе отмечено изменение традиционных условий безопасности. К примеру, окружающая среда как предмет безопасности стала выделяться отдельной строкой, в связи с появлением таких понятий, как деградация окружающей среды и экологический дефицит. Появление этих «новых» угроз требует не только заново определить его суть, но и изменить само понятие безопасности.

Известно, что развитие индустриализованных экономик напрямую зависит от природных ресурсов, а владение или гарантированный доступ к ключевым природным ресурсам часто рассматривается как основа развития и поддержки любого государства. Поэтому неудивительно, что большая часть общества все больше осознает и поддерживает мнение аналитиков о том, что в будущем вероятность возникновения конкуренции и конфликтов по поводу дефицита в окружающей среде определенно будет возрастать.

В Центрально-Азиатском регионе «водный вопрос» является серьезным фактором межгосударственных отношений и региональной безопасности. Неравномерность распределения водных ресурсов в регионе уже не одно десятилетие обуславливает конфликт интересов ключевых поставщиков воды (Таджикистан и Кыргызстан) и ее основных потребителей (Узбекистан, Казахстан и Туркменистан). Споры из-за воды всегда были поводом серьезнейших политических разногласий между странами и едва не переростали в плоскость силовых решений. Так, Исфаринско-Баткенская зона и сегодня продолжает оставаться одной из самых взрывоопасных участков Ферганской долины, конфликты здесь были особенно сильными в 1969, 1974 и 1989 годах. Постоянное противостояние наблюдается в отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном. К примеру, зимний водно-энергетический конфликт Ташкента и Бишкека 2000 г. едва не перешел в силовую стадию, когда узбекская сторона в непосредственной близости от кыргызско-узбекской границы развернула войсковую часть и провела ряд учений по захвату Токтогульской ГЭС с использованием бронетехники и вертолетов. В ноябре текущего года между странами вновь с новой силой разгорелся очередной водно-энергетический кризис: узбекская сторона выдвинула ряд условий по поставке газа в Кыргызстан по цене $100 за тысячу кубометров, параллельно обвинив Бишкек в попытках искусственного создания дефицита поливной воды для узбекского земледелия.

Имели место кыргызско-таджикские и казахстанско-киргизские противоречия по водной проблеме. Некоторые представители правительства Казахстана в свое время призывали «всеми возможными силами воспрепятствовать строительству Камбаратинской ГЭС на территории Кыргызстана», введение которой в строй, по их мнению, «неминуемо нарушило бы хрупкий баланс в электро- и водоснабжении всего региона». Правда, в итоге Бишкек и Астана пришли к согласованию своих водно-энергетических потребностей, а в результате работы экспертных групп и специальной комиссии двух стан по водопользованию рек Талас и Чу - Казахстан посчитал целесообразным участие в совместном финансировании (в размере $20 млн. в год) эксплуатации гидротехнических объектов в Кыргызстане.

Экополитика сегодня должна стать одной из главных тем международных отношений. Малоснежные и слишком теплые зимы последних лет — предвестники маловодья, стали почти нормой на фоне глобального потепления климата. По прогнозам ООН предстоящие годы будут засушливыми и обстановка уже заранее называется сложной. Перманентный демографический взрыв неизбежно увеличит потребность в воде в предстоящие 20 лет на 40%. Земли Ферганской долины находятся в аридной зоне, в которой без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому во всех странах региона существует и преобладает ирригация, требующая огромного количества водных ресурсов.

Государствам ЦА необходимо прийти к решению о сотрудничестве в области управления и сохранения данного природного ресурса, целесообразно разработать эффективный правовой режим использования, сохранения и распределения воды. Понятно, что принятие решения дается нелегко, но не урегулированность проблемы эксплуатации водных ресурсов одинаково ущербна для всех стран без исключения. Представляется, что принятие и реализация локальных стратегий регионального сценария устойчивого развития позволит оказаться в выигрыше всем заинтересованным сторонам. Сегодня Кыргызстан обвиняют в «эгоизме», что на наш взгляд не совсем справедливо, ведь суть его претензий к соседям сводится лишь к требованиям увеличения финансовых компенсаций за работу гидроэлектростанций в ирригационном режиме в интересах Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. Бишкек на протяжении многих лет указывает на существенные издержки со своей стороны по поддержанию гидротехнической инфраструктуры. Цель официального Бишкека состоит в получении справедливой и рыночной компенсации за предоставляемые услуги по поставкам воды.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru