Многие вопросы безопасности, c которыми в настоящее время сталкиваются политики и аналитики Кыргызстана, такими как региональная политическая стабильность, этнические конфликты и рядом других, отчасти схожи с проблемами прошлых лет [10]. Однако на современном этапе отмечено изменение традиционных условий безопасности. К примеру, окружающая среда как предмет безопасности стала выделяться отдельной строкой, в связи с появлением таких понятий, как деградация окружающей среды и экологический дефицит. Появление этих «новых» угроз требует не только заново определить его суть, но и изменить само понятие безопасности.
Известно, что развитие индустриализованных экономик напрямую зависит от природных ресурсов, а владение или гарантированный доступ к ключевым природным ресурсам часто рассматривается как основа развития и поддержки любого государства. Поэтому неудивительно, что большая часть общества все больше осознает и поддерживает мнение аналитиков о том, что в будущем вероятность возникновения конкуренции и конфликтов по поводу дефицита в окружающей среде определенно будет возрастать.
В Центрально-Азиатском регионе «водный вопрос» является серьезным фактором межгосударственных отношений и региональной безопасности. Неравномерность распределения водных ресурсов в регионе уже не одно десятилетие обуславливает конфликт интересов ключевых поставщиков воды (Таджикистан и Кыргызстан) и ее основных потребителей (Узбекистан, Казахстан и Туркменистан). Споры из-за воды всегда были поводом серьезнейших политических разногласий между странами и едва не переростали в плоскость силовых решений. Так, Исфаринско-Баткенская зона и сегодня продолжает оставаться одной из самых взрывоопасных участков Ферганской долины, конфликты здесь были особенно сильными в 1969, 1974 и 1989 годах. Постоянное противостояние наблюдается в отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном. К примеру, зимний водно-энергетический конфликт Ташкента и Бишкека 2000 г. едва не перешел в силовую стадию, когда узбекская сторона в непосредственной близости от кыргызско-узбекской границы развернула войсковую часть и провела ряд учений по захвату Токтогульской ГЭС с использованием бронетехники и вертолетов. В ноябре текущего года между странами вновь с новой силой разгорелся очередной водно-энергетический кризис: узбекская сторона выдвинула ряд условий по поставке газа в Кыргызстан по цене $100 за тысячу кубометров, параллельно обвинив Бишкек в попытках искусственного создания дефицита поливной воды для узбекского земледелия.
Имели место кыргызско-таджикские и казахстанско-киргизские противоречия по водной проблеме. Некоторые представители правительства Казахстана в свое время призывали «всеми возможными силами воспрепятствовать строительству Камбаратинской ГЭС на территории Кыргызстана», введение которой в строй, по их мнению, «неминуемо нарушило бы хрупкий баланс в электро- и водоснабжении всего региона». Правда, в итоге Бишкек и Астана пришли к согласованию своих водно-энергетических потребностей, а в результате работы экспертных групп и специальной комиссии двух стан по водопользованию рек Талас и Чу - Казахстан посчитал целесообразным участие в совместном финансировании (в размере $20 млн. в год) эксплуатации гидротехнических объектов в Кыргызстане.
Экополитика сегодня должна стать одной из главных тем международных отношений. Малоснежные и слишком теплые зимы последних лет — предвестники маловодья, стали почти нормой на фоне глобального потепления климата. По прогнозам ООН предстоящие годы будут засушливыми и обстановка уже заранее называется сложной. Перманентный демографический взрыв неизбежно увеличит потребность в воде в предстоящие 20 лет на 40%. Земли Ферганской долины находятся в аридной зоне, в которой без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому во всех странах региона существует и преобладает ирригация, требующая огромного количества водных ресурсов.
Государствам ЦА необходимо прийти к решению о сотрудничестве в области управления и сохранения данного природного ресурса, целесообразно разработать эффективный правовой режим использования, сохранения и распределения воды. Понятно, что принятие решения дается нелегко, но не урегулированность проблемы эксплуатации водных ресурсов одинаково ущербна для всех стран без исключения. Представляется, что принятие и реализация локальных стратегий регионального сценария устойчивого развития позволит оказаться в выигрыше всем заинтересованным сторонам. Сегодня Кыргызстан обвиняют в «эгоизме», что на наш взгляд не совсем справедливо, ведь суть его претензий к соседям сводится лишь к требованиям увеличения финансовых компенсаций за работу гидроэлектростанций в ирригационном режиме в интересах Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. Бишкек на протяжении многих лет указывает на существенные издержки со своей стороны по поддержанию гидротехнической инфраструктуры. Цель официального Бишкека состоит в получении справедливой и рыночной компенсации за предоставляемые услуги по поставкам воды.
Это интересно:
Экономическая оценка водных ресурсов
Водные ресурсы имеют исключительно важное хозяйственное значение. Они считаются неисчерпаемыми, но в своем размещении они испытывают прямое и косвенное воздействие других компонентов природного комплекса, вследствие этого они отличаются большой изменчивостью неравномерностью распределения.
Оценка ...
Стратегия развития социальной
сферы Тюменской области
Цель социальной политики Тюменской области формирование конкурентоспособного человеческого капитала области путем улучшения качества жизни и здоровья её населения.
Основные принципы развития социальной сферы координация и согласование «по вертикали» и «по горизонтали» действий всех заинтересованн ...
Внешняя политика
Экономика Багамских Островов находится в зависимости от зарубежных инвестиций. На островах действуют крупные иностранные, в основном американские, финансовые и промышленные компании.
В структуре экспорта преобладает промышленная продукция, главным образом нефтепродукты, медицинские препараты и це ...