Особенности ЭГП Свердловской области

Страница 1

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа и находится внутри Евразийского континента в четвертом часовом поясе в пределах Уральского горного хребта. Регион занимает почти всю полосу Среднего Урала и восточные склоны Северного Урала до 62º с. ш. вместе с прилегающими к этим горным территориям равнинами Зауралья и отчасти Предуралья. Протяженность территории с запада на восток — около 560 км, с севера на юг — около 660 км [Приложение 1].Область удалена от Северного Ледовитого океана более чем на 1 тыс. км, от Балтийского моря — на 1600 км. В целом по размеру территории Свердловская область занимает 8 место среди 89 регионов России. [1]

Особенностью географического положения Свердловской области является ее местонахождение на стыке двух частей света — Европы и Азии, различных по своим природным и экономическим условиям.

Граница между Европой и Азией в Свердловской области проходит преимущественно по главному водоразделу Уральского хребта, простирающегося с севера на юг в западной части области. В европейской части расположена территория области площадью 41, 8 тыс. км2 (21 % территории); к азиатской части относится более 153 тыс. км2(79 %). В азиатской части находится подавляющее большинство крупных городов области, в том числе областной центр — Екатеринбург.

Численность постоянного населения Свердловской области - 4 297,7 тыс. человек, [2] из которых 3546,3 тыс. чел. (83 %) проживают в городах, 751,4 тыс. чел (17%)-в сельской местности. На территории Свердловской области проживают разные народы: русские, татары, украинцы, башкиры, немцы.

[Приложение 2] Средняя плотность населения области 22,8 человека на 1 км2.

Свердловская область в европейской части граничит с Республикой Коми (на северо-западе), с Пермским краем (на западе), с Республикой Башкортостан (на юго-западе). В азиатской части, на востоке и северо-востоке, область соприкасается с Тюменской областью и Ханты-Мансийским автономным округом, на юге и юго-востоке — с Челябинской и Курганской областями [Приложение 1], обеспечивающими региону выход в Сибирь и, через Казахстан, в Центральную и Юго-Восточную Азию.

Через территорию Свердловской области проходят экономически выгодные сухопутные и воздушные евразийские транспортные маршруты из западной части России в азиатские районы, в том числе, в нефтегазовые районы северной части Тюменской области. Область также пересекают транспортные коммуникации в меридиональном направлении — с севера (Республика Коми, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО) на юг (Южный Урал, Казахстан, Средняя Азия).

Важнейший международный транспортный коридор — Центральный — связывает Свердловскую область со странами Западной Европы и с регионами Юго-Восточной Азии с выходами на Казахстан, Монголию, Китай, а в перспективе — на Корейский полуостров и Японию. Основой коридора является железнодорожная Транссибирская магистраль (Транссиб). К Транссибу во всех направлениях примыкают автомобильные трассы федерального значения: Екатеринбург — Челябинск (юг), Екатеринбург — Курган (юго-восток), Екатеринбург — Тюмень (восток), Екатеринбург — Пермь (запад), Екатеринбург — Серов (север).

Международный аэропорт «Кольцово» — один из крупнейших в России — осуществляет пассажирское и грузовое авиационное трансконтинентальное сообщение в страны Европы и Азии.

Транзитные трубопроводы соединяют область с Западно-Сибирским нефтегазовым комплексом на востоке и с регионами Центра, Поволжья, Северо-Запада — в европейской части страны, а также со странами Европы.

На фоне осуществления масштабных экономических связей Свердловская область стремится задействовать свой экономический потенциал в формировании системы транспортных мостов «Запад-Восток» и условий для международного транзита по своей территории. Создание надежной транспортной системы позволяет динамично развивающейся уральской промышленности активно участвовать в процессе интеграции с мировыми рынками.

В рамках развития второго международного транспортного коридора Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород проектируется строительство международной автомобильной магистрали Екатеринбург — Москва для обеспечения выхода, с одной стороны, на Берлин и Париж, с другой — на Транссибирскую магистраль.

Сегодня выдвигаются предложения о модернизации Транссиба и создания на его основе Евроазиатской магистрали будущего, осуществляющей транспортировку грузов на скорости до 120-150 км в час и позволяющей увеличить темп работы уральской промышленности на 20-30 %. Обсуждается идея строительства второго Транссиба — платной автодороги Москва-Владивосток через Южный Урал.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Нормативно-правовые основы регулирования миграционных процессов в регионе
Становление миграционного законодательства России приходится на начало 90-х годов, когда в Россию хлынули потоки мигрантов из бывших республик Советского Союза, и Российская Федерация, оказалась перед необходимостью в кратчайшие сроки разработать и принять миграционное законодательство и на его ос ...

Флора и фауна Днепра
Каждый водоем Днепра это маленький мир, в котором живут микроскопические рачки, жуки, моллюски, черви и рыбы. На Украине существует более 70 видов различных рыб, многие из них обитают именно в Днепре. Один из самых распространенных видов - щука. Эта рыба имеет темно-зеленое вытянутое тело, в длину ...

Дефицит воды
Когда водопотребление превышает поступление воды, разница обычно компенсируется ее запасами в водохранилищах, так как обычно и спрос и поступление воды варьируют по сезонам. Отрицательный водный баланс формируется в условиях, когда испарение превышает количество осадков, поэтому умеренное снижение ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru