Характеристика коэффициентов специализации и монополизации отрасли
1. Коэффициент локализации производства – это отношение удельного веса отрасли в структуре производства к удельному весу той же отрасли в стране.
q1 – отрасль региона; q2 – отрасль страны;
Q1 – хозяйство региона; Q2 – хозяйство страны.
2. Индекс уровня специализации – отношение удельного веса отрасли региона в объёме выпуска продукции отрасли страны к удельному весу хозяйства региона в хозяйстве страны. Имеет то же содержание, что и коэффициент специализации, но вычисляется другим способом.
3. Коэффициент уровня развития отрасли в регионе – отношение объёма произведённой в регионе продукции к объёму её потребления в регионе. Если коэффициент больше 1, то отрасль считается отраслью специализации.
Оп – объём потребления
4. Коэффициент межрайонной товарности – рассчитывается как отношение объёма вывозимой продукции отрасли региона к объёму её производства в регионе. При Кмт > 0,5 вывозится более половины произведённой продукции.
5. Коэффициент душевого производства – отношение удельного веса отрасли в соответствующей отрасли страны к весу населения региона в населении страны. Если коэффициент больше 1 (производство на душу населения в регионе больше, чем по стране), то отрасль является отраслью специализации.
Нр – население региона
Нс – население страны
6. Коэффициент эффективности производства (должен быть больше единицы)
V – объём производства
7. Индекс Лернера нацелен на измерение и описание результатов работы рынка. Он отражает отклонение от цены предельных затрат, связанных с условиями монополии.
P – цена
С – предельные издержки
8. Индекс Герфинделя-Гиршмана показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов. Варьируетя от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).
Xi – доля i-го хозяйствующего субъекта в объёме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %.
N – число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке.
1. НН1<1000 CR3<45% – неконцентрированный рынок (норма)
2. 1000<НН1<2000 45%<CR<70% – средне концентрированный
3. НН1>2000 CR>70% – высоко концентрированный (слабая конкурентная среда)
Это интересно:
Методика количественной оценки рекреационного
потенциала туристских центров России
Для отбора объектов оценивания А.И. Зориным был проведен полный контент-анализ статей из основных интерактивных энциклопедий, справочников и словарей.
Контент-анализ
– наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, полито ...
Краткий исторический очерк
Вьетнам – одно из древнейших государств мира. Заселение его территории произошло около трехсот тысяч лет назад, в период палеолита, и государство вьетов считается одним из древнейших на планете, наравне с Египтом и Китаем. Вьетнамцы говорят: «Если мы чего-то не знаем, то мы придумаем легенду». Ист ...
Охрана окружающей среды и экологические проблемы
В Северной Америке чрезвычайно остро стоит проблема окружающей среды. С каждым годом ухудшаются условия жизни населения в городах, особенно промышленных центрах, используются активно эксплуатируемые природные ресурсы- поверхностные воды, почвы и т. п. Этот процесс сопровождается разрушением приро ...