Заключение

Оценив многоступенчатую систему районирования России можно сделать следующие выводы. Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).

Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление значительно устарело.

России необходимо:

Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.

Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования.


Это интересно:

Природопользование
По сравнению с другими экономическими районами страны Дальневосточный район в наименьшей степени подвержен загрязнению и деградации природной среды. Однако следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что очаговому характеру расселения населения и очаговому характеру освоения территории ...

Транспортный комплекс района тяготения
Виды транспорта, обслуживающие Кировскую область.Транспортные пути выполняют связующую роль в межотраслевом и территориальном разделении труда страны. Транспортная инфраструктура Кировской области включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный. Протяженность авто ...

Организация Заповедных территорий
Общее состояние существующих специальных активных мер сохранения биоразнообразия в Арктике российского сектора находится на очень низком уровне. Оно не соответствуют современным критериям и требованиям, исходящим из основных природоохранных принципов, положений Международной Конвенции по биоразноо ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru