Экономика Италии

Страница 2

Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует или служит для выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый клочок земли, а в горных районах проводят сложные работы по устройству террас, опорных стен, предохраняющих их участки от эрозии.

Юг дает основную часть эмигрантов.

В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1980 года, здесь были разрушены многие населенные пункты. Этим еще более было ослаблено экономическое положение Южной Италии.

Макроэкономика Италии. Помощь экспорту.

Италия продолжает сохранять позиции одной из ведущих экономически развитых стран мира. По объему произведенного ВВП она занимает пятое место (после США, Японии, ФРГ и Франции). В 1997 г. ВВП вырос на 5%. Инфляция, достигавшая в 1996 году 4,2%, благодаря целенаправленной политике правительства, к 1998 году снизилась до 1,7%. По одному из основных маастрихстских параметров – соотношение дефицита госбюджета к ВВП – кабинету Р. Проди почти удалось выйти к 1998 г. на показатель 2,7%. Намечается тенденция к сокращению уровня безработицы, который составил в 1997 г. 12,2%, а в 1998 г. по предварительным оценкам снизился до 11%. Стабилизировался курс лиры к доллару и марке. В сентябре 1992 г. Италия временно вышла из Европейской валютной системы. Решение о возвращении лиры в ЕВС было принято 24 ноября 1996 г. Серьезной остается проблема государственного долга (121,6% от ВВП при норме ЕС-60%).

Структура итальянской экономики следующая: доля промышленности в ВНП – 35,6%, сельского хозяйства – 3,9%, услуг – 60,5%. Порядка 70% самостоятельного населения занято в разрастающейся сфере услуг, 22% – в промышленности, 8% – в сельском хозяйстве.

Доля ВВП, приходящаяся на душу населения, составляет в Италии примерно 22 тыс. долл.

Приватизация. Разработкой предложений в области промышленной политики и вопросами ее реализации занимается Министерство промышленности, торговли и ремесел, действующее в контакте с другими экономическими ведомствами Италии. В состав Министерства входят Главные управления, занимающиеся вопросами промышленности в целом, добывающими отраслями и энергетикой, разведкой месторождений, новыми технологиями, экологией, поддержкой малых и средних предприятий.

Конкретные задачи на текущий год и необходимые для их выполнения финансовые средства отражаются в ежегодном Финансовом законе (госбюджете), который, как правило, впоследствии подвергается корректировкам в зависимости от складывающейся ситуации по исполнению бюджета.

По наиболее важным вопросам экономической и промышленной политики Правительство готовит и вносит в Парламент соответствующие законопроекты. Кроме того, Правительство имеет возможность по вопросам непосредственно входящим в его компетенцию, принимать т.н “законодательный декрет”, не требующий утверждения законодательной власти, или “декрет-закон”, которым должен быть рассмотрен Парламентом в течение 60 дней.

Для обсуждения вопросов стратегического характера созываются совещания Межминистерского Комитета по экономическому программированию, возглавляемого премьер-министром.

Среди основных направлений промышленной политики итальянского правительства необходимо выделить поэтапную приватизацию предприятий госсектора.

В ходе приватизации решаются следующие задачи: увеличение доходной части бюджета (поступления от приватизации в 1996-98 гг. составили 60 млрд. долларов); освобождение государства от “нестратегических” отраслей и секторов с целью повышения их конкурентоспособности; рационализация структуры промышленности с учетом интенсификации интеграционных процессов в ЕС.

Наиболее крупными операциями по приватизации, осуществленными в течение 1997 г., явились продажи крупных пакетов акций государственных групп “Телеком Италия” (производство и эксплуатация средств связи), ЭНИ (энергетика, химия), а также ряда фирм группы ИРИ, что послужило одним из важных факторов для улучшения их финансовых показателей в 1997 г.; прибыль группы ЭНИ выросла на 15% по сравнению с 1996г. и составила 5100 млрд. лир, а прибыль объединения ИРИ – 5000 млрд. лир.

Намеченная первоначально на 1997г. приватизация группы ЭНЭЛ, в рамках которой сосредоточено более 80% национального производства электроэнергии, была перенесена на 1999г. из-за отсутствия необходимой законодательной базы и других условий, призванных обеспечить реальную демонополизацию этой отрасли и создание рынка электроэнергии. Что касается продолжения приватизации концерна ЭНИ, то ее четвертый этап, в ходе которого планируется снизить участие государства в этой компании до уровня примерно в 40%, должен был быть осуществлен летом 1998г.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru