Картографический метод исследования в рекреационной географии

Мировая география » Рекреационная география » Картографический метод исследования в рекреационной географии

Страница 7

Относительной новинкой современной географической науки можно считать мысленные карты (mental maps). Развитие этой методики – достижение западной "гуманистической" географии (Humanistic geography) как особого направления, развивающегося со второй половины 1960-х годов. Методики составления и области применения мысленных карт описаны во множестве западных географических работ, но лишь изредка упоминаются в работах на русском языке. Возможности этого метода исследования явно недоиспользованы. Между тем, он исключительно важен и интересен для рекреационной географии.

Мысленные карты

– фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Мысленная карта – это мысленный образ, а не карта в буквальном смысле. Она реальна в той же степени, как и все остальные идеальные проявления в человеке.

Для исследования мысленных карт применяются различные методики, наиболее традиционными из которых являются следующие:

§ углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем;

§ составление респондентом планов-образов определенного пространства. В таком варианте очень мало слов, но есть персонифицированное графическое отражение образа определенного пространства;

§ опрос методом семантического дифференциала, то есть изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.

Это три основных метода выявления мысленных карт, которые могут применяться с некоторыми вариациями. Детали определяются конкретной исследовательской задачей. Вероятно, идеальный вариант – это применение всех трех отмеченных методов в комплексе. Однако это часто сложно сделать по причине утомляемости респондента: далеко не все люди и не всегда готовы на длительные беседы в научных целях. Фактор времени обычно весьма значим.

Приведем примеры применения отмеченных методик исследования мысленных карт.

Углубленное интервью

с респондентом проводится по заранее составленной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем. Основанием для корректного проведения интервью являются соответствующие социологические и социально-психологические методики.

Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов,

в основном, сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например, начертить карту Крыма. Как правило, Южный берег Крыма занимает непропорционально большое место, что связано с информационной наполненностью представлений о Крыме. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до другого. Очень часто люди неадекватно приближают или удаляют на существенные расстояния от своего места жительства различные пространственные объекты: приятные для человека места могут мысленно приближаться, скрадывая физические километры; неприятные же, напротив, отодвигаются. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть реально значимыми.

Исследование мысленных карт посредством метода семантического дифференциала

связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, задается вопрос: "С какими словами у Вас ассоциируется Крым?" Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании массива ассоциаций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется анализ образа определенного места.

Итогом всех перечисленных методов является определение образов пространства опрошенных. Так, может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ассоциации и многое другое в восприятии места. Сколь бы ни было неопределенным и расплывчатым представление человека о том или ином месте, именно оно – представление, а не место как таковое – является основным фактором, определяющим пространственное поведение данного человека, в том числе и при выборе мест отдыха. Коль скоро встает вопрос о месте проведения очередного ежегодного отпуска, неосознанно всплывают мысленные карты различных мест, однозначно определяя выбор следующей поездки. Люди "просто знают", куда им нужно ехать. В основании выбора лежит мысленная карта рекреационного пространства с набором различных предпочтений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно:

Биота Силинской лесопарковой зоны
Понятие «Биота» Биота (от др.греч. «биотис» — жизнь) — исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. В состав биоты входят как представители клеточных организмов (растения, животные, ...

Машиностроительный комплекс
Это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. он крупнейший из всех существующих комплексов. На территории России расположены важнейшие центры машиностроительной промышленности, которые производят почти все необходимые для ...

Сельское хозяйство
Земледелие Красноярский край — крупный земледельческий рай­он РСФСР. Площадь сельскохозяйственных угодий со­ставляет 7 млн. 148,6 тыс. га, в том числе 4 млн. 46 тыс. га — пашни. Земледельческая часть расположена от города Ени­сейска (на севере) до знойных степей Тувы (на юге) и характеризуется бо ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru