Анализ данных статистики по ряду стран показывает, что в настоящее время около 50% населения проживает в городах, причем доля городского населения постоянно увеличивается. Городские ландшафты, занимающие всего 4% площади всей суши, становятся тем не менее преимущественной, главной (например, Сингапур) средой обитания людей.
В городских ландшафтах наиболее кардинально изменена природа исходного ландшафта. Крупный современный город - это искусственный (рукотворный природно-антропогенный) ландшафт. В целом все городские ландшафты - ярко выраженные импактные геосистемы.
Наиболее сохранившейся от исходного ландшафта в городах остается литогенная основа. Это касается крупных мезоформ рельефа, мелкие же неровности чаще всего подвергаются искусственному нивелированию. В старинных городах веками накапливался «культурный слой» антропогенных наносов.
Большинство городов располагается в экотонных географических позициях. Особенно это характерно для древних городов. Главные типы положения городов следующие:
1)города, расположенные в речных долинах и на примыкающих к долинам частях междуречий. Это Москва (долины рек Москвы, Яузы), Париж (долина р. Сены), Киев (долина р. Днепра), Омск и Новосибирск (долины рек Иртыш и Обь) и др. Здесь практически везде образуются и достаточно легко обозначаются городские катены в ландшафте городов. В большинстве случаев приуроченность и расположение таких катен имеют исторические причины, с которыми связаны как основание, так и многолетнее развитие этих городов;
2)приморские города, причем часто расположенные в устьях (или дельтах) крупных рек. Это Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк, Астрахань и др.;
3)межгорно-котловинные и горно-долинные города — Мехико, Тбилиси, Кабул, в известной степени Новокузнецк;
4)подгорные города - Владикавказ, Алма-Ата, Ашхабад. Следует отметить, что в настоящее время города, относящиеся к двум последним группам, испытывают чрезвычайно напряженную техногенную нагрузку. Она выражается прежде всего в формировании смогов. Последнее связано с частой практической неподвижностью воздушных масс, вызванной перенаселенностью и разнообразными выбросами. Это обстоятельство, в частности, явилось одной из причин, сдерживающих необходимое развитие Алма-Аты, что, в числе других причин, и повлекло перенесение столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану (бывший Акмолинск - Целиноград).
Планировка городского ландшафта должна быть адаптирована к неровностям рельефа. По этому принципу города делятся на два типа:
- многоярусные - Москва («на семи холмах»), Одесса, Париж и др.;
- одноярусные - Санкт- Петербург, Смоленск, Рига.
Широко известно, что многоярусные города эстетически привлекательнее, более разнообразны, но в них гораздо сложнее прокладывать коммуникации и транспортные артерии.
В городах постепенно создается техногенный архитектурный рельеф, существующий в них наряду с естественным рельефом. Это рельеф застроенных массивов и сочетающихся с ним открытых пространств - улиц, площадей, парков, скверов. В результате в городах образуются сквозные искусственные «долины» протяженных городских магистралей (в Москве — Ленинский проспект, Тверская ул., проспект Вернадского, в Петербурге - Невский проспект и др.). Этот достаточно своеобразный архитектурный рельеф оказывает весьма ощутимое влияние на циркуляцию воздушных масс в городе, на местный городской климат (в особенности микроклимат двора, асфальтового покрытия, газона и т.д.).
В крупных современных городах тепловой баланс сильно трансформирован. Многолетние исследования гидрометеорологических служб многих стран показали, что городские ландшафты - это «острова тепла», в них температура на 1 -2° выше, чем в непосредственно смежных с ними районах. Это связано с тепловым загрязнением и особенностями поверхности городских ландшафтов.
Городской архитектурный ландшафт влияет на направление и скорость ветра. Скорость в целом падает в 1,5-2 раза, но вдоль крупных протяженных магистралей, особенно при совпадении их направлений с господствующим направлением ветров, дуют сильные так называемые «коридорные ветры» (примеры - проспект Вернадского и Можайское шоссе в Москве). В то же время в полузакрытых внутри-квартальных котловинах часто наблюдается застой воздушных масс.
Известно также, что значительная шероховатость поверхности городского ландшафта приводит к созданию обилия ядер конденсации, что в свою очередь заметно повышает и количество атмосферных осадков в городах (на 20 - 30 мм в год).
Особо опасным является загрязнение воздушного бассейна городов выбросами промышленных предприятий, транспорта, энергетических систем. Среди наиболее опасных химических соединений - SO2, СО, РЬ, Zn, Аs, Со и др. Однако помимо их воздух городов загрязнен и многими весьма патогенными микроорганизмами - переносчиками опасных заболеваний.
Основным источником биологического загрязнения являются свалки, отстойники, поля орошения и канализация.
Это интересно:
Строительство
Таблица 26. Объём выполненных работ (млн. руб.)
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
7256,8
8597,6
17839,3
22952,7
27258,2
53727
58188,1
77937,8
80035,8
89104,6
102960,4
Рисунок 25. Объём выполненных работ ...
Фестивали и праздники
Многочисленные праздники и фестивали представляют собой яркое действие с музыкой, песнями и карнавальными шествиями. Время их проведения определяется лунным календарем.
Самый известный и любимый праздник во Вьетнаме – Новый год по лунному календарю, Тэт. На улицах страны устраиваются пышные карна ...
Транспорт
В Китае, учитывая количество населения и размеры территории, транспорт еще не удовлетворяет потребности хозяйства. Половину объема всей его работы выполняют железные дороги, важное значение в перевозке грузов имеет водный, особенно морской транспорт, а в перевозках пассажиров - автомобильный, Возд ...